Трифон архиепископ Ростовский

— святитель, архиепископ Ростовский, Ярославский и Белозерский. † 1468; память 23 мая/5 июня в Соборе Ростово-Ярославских святых.

Время и место рождения неизвестны.

С 1453 года — архимандрит Московского Новоспасского монастыря.

Был духовником великого князя Московского Василия Васильевича Темного. 13 мая 1462 года хиротонисан во епископа Ростовского и Ярославского с возведением в сан архиепископа. 6 августа 1467 года отказался от епархии и поселился в Спасо-Ярославском монастыре.

Скончался 30 декабря 1468 года. Погребен в Спасо-Ярославском монастыре рядом с епископом Ростовским и Ярославским Прохором († 1328), под каменной часовней монастыря.

Почитался народом как благочестивый подвижник за праведную и богоугодную жизнь. Архиепископ Трифон — свидетель знаменательного события в жизни города Ярославля — открытия мощей святого благоверного князя Ярославского и Смоленского Феодора Ростиславича Черного († 1299) и его сыновей Давида († 1321) и Константина († до 1321), которое состоялось 5 марта 1463. Тела этих праведников по какой-то неизвестной.причине оставались непреданными земле в продолжение более чем ста лет, и гробы стояли в склепе под церковью Спасского монастыря в Ярославле.

В правление последнего Ярославского князя в 1463 году архимандрит Христофор стал ходатайствовать перед князем о разрешении похоронить покойных князей.

Но во время предшествовавшей погребению торжественной панихиды произошло несколько исцелений.

Тогда отложили намерение погребать их и оставили на прежнем месте. Начавшиеся от мощей чудотворения продолжались, и о них было сообщено архиепископу Трифону в Ростов.

Но архиепископ Трифон, по словам "Сказания о прославлении мощей", "неверием обдержим, не имяше веры (к чудесам), мняше волшебство быти". Побужденный этим неверием, он послал в 1467 году в Ярославль своего соборного протопопа Константина, "да шед посмотрит мощей чудотворцевых и видит, исцеления от них по правде ли будут". Протопоп, также не имея твердой веры о совершившихся чудесах и не встретив в обители ожидаемого почета к своей особе, накричал на архимандрита Спасского монастыря и так грубо приступил к осмотру мощей, что разорвал схимнический аналав на князе Феодоре Ростиславиче.

По словам "Сказания", он внезапно поражен был тяжкою болезнью, от которой избавился только после долговременного пребывания при мощах для слезного раскаяния в своем грехе. Владыка Трифон, услышав о случившемся с протопопом, впал в расслабление, отказался от кафедры и приказал немедленно везти себя в Ярославль, в Спасский монастырь, к мощам чудотворцев, при которых и оставался до конца своих дней, оплакивая свое неверие.

Литература: Голубинский Е. Е. История канонизации святых в Русской Церкви. — 2-е изд. — М., 1903, с. 77, 342. Толстой М. В. Рассказы из Истории Русской Церкви. — М., 1901, с. 117, прим. 5. Булгаков С. В. Настольная книга для священно-церковнослужителей. — Киев, 1913. — с. 1418. Денисов Л. И. Православные монастыри Российской империи: полный список всех 1105 ныне действующих в 75 губерниях и областях России. — М., 1908, с. 398. Строев П. М. Списки иерархов и настоятелей монастырей Российской Церкви. — СПб., 1877, с. 142, 331. Н. Д[урново]. Девятисотлетие русской иерархии 988—1888. Епархии и архиереи. — М., 1888, с. 23. Н. Д[урново]. Иерархия Всероссийской Церкви от начала христианства в России и до настоящего времени: в 3 ч. — М., 1892—1898, ч. 1, с. 50. Описание Псково-Печерского первоклассного монастыря. — М., 1909, с. 64. Исторический вестник. — СПб., 1895, август, с. 398. — 1904, февраль, с. 706. Журнал Московской Патриархии. — М., 1945, № 12, с. 45. Макарий (Булгаков), митрополит.

История Русской Церкви: в 9 т. — М., 1994—1997. — Т. 4, ч. 1, с. 39, 296, 297; ч. 2, с. 31.