Трубников Николай Николаевич

(14.02.1929—19.05.1983) — спец. по филос. антропологии, теории познания, метафилос.; канд. филос. наук, ст. н. с. Род. и умер в Москве.

Во время войны был в эвакуации в Сибири, работал в Баргузинском заповеднике.

Окончил филос. ф-т МГУ (1960) и асп. ИФ АН СССР (1963). С 1963 до конца жизни работал в ИФ АН СССР, с 1968 — ст. н. с. Написал ряд статей по гносеол., теории и истории диалектики.

Канд. дисс. — "Отношение цели, средства и результата деятельности" (1965). Здесь проводится общий анализ цели как необходимого элемента действий человека в ее связи с др. такими же элементами — средством и результатом; строится "модель законченного акта че-ловеч. деятельности". Такая модель, по мнению Т., м.б. создана лишь при условии анализа конечных же целей, к-рые он называет "конкретными целями деятельности". Осн. в творч. Т. являлись вопросы о человеч. жизни и смерти, о человеке, о смысле и сущности человеч. бытия. Результаты своей работы над фундам. проблемами он излагал в соч. самых разл. жанров — от сугубо филос. трактатов до художеств. произведений.

В понимании сути филос. Т. исходил из того, что осн. для нее является вопрос о смысле (и соответственно цели и времени) человеч. жизни, и какой-либо др. вопрос становится филос. лишь постольку, поскольку он приводится в прямую связь с этим осн. Отсюда он делал вывод, что, вопреки общепринятому мнению, филос. всегда конкретна в отличие от науки, к-рая всегда абстрактна.

Осн. вопрос филос. Т. решал так: нет никакого раз и навсегда заданного смысла (или отсутствия смысла) человеч. жизни. Человек — посредством своих замыслов и деяний — придает (или не придает) своей жизни определ. смысл. Общей же предпосылкой этого задания смысла является существование феномена смерти.

Ценность этого феномена столь же высока, как и ценность самой жизни, ибо только благодаря существованию смерти человек способен по-настоящему оценить значимость жизни. Исследовал вопрос о судьбах развития цивилизации.

Считал, что характерная для Нового времени преимущественная установка на развитие знания (особенно науч.) при истолковании его в качестве силы привела к глубокому кризису европ. культуры.

Выход из этого кризиса — в радикальном изменении ориентации наших науки, искусства, политики, права, да и самой нашей морали.

Соч.: Отношение цели, средства и результата деятельности // ВФ. 1964. Мб; Познание как форма предметной деятельности // Историко-философские очерки.

М., 1964; О категориях щель", "средство", "результат". М., 1967; Проблема времени в ее философско-мировоззренческом понимании // ВФ. 1978. № 2; О соотношении материалистической диалектики и специально-научного знания // Проблемы материалистической диалектики как теории познания.

Очерки теории и истории.

М., 1979; Познание в трехмерном измерении и проблема человека // Гносеология в системе философского мировоззрения.

М., 1983; Время человеческого бытия. М., 1987; Философская проблема.

Ее гуманистические основания и критерии // О специфике методов философского исследования.

М., 1987; Притча о Белом Ките // ВФ. 1989. № 1; Духовное производство и жизнеспособность общества // Философия и разум. М., 1990; Пределы философской проблемы (к вопросу о соотношении философии и науки) // Там же; Наука и нравственность (о духовном кризисе европейской культуры) // Заблуждающийся разум? Многообразие вненаучного знания.

М., 1990; Проблема смерти, времени и цели человеческой жизни (через смерть и время к вечности) // ФН. 1990. № 2; [Проспект книги о смысле жизни] // Квинтэссенция.

Философский альманах.

М., 1990; Философия и методология науки. (О сегодняшнем понимании предмета и специфики философского знания) // Эстетический логос. М., 1990; Без четверти двенадцать (к вопросу о преодолении духовного кризиса европейской культуры) // ВФ. 1993. № 1; О смысле жизни и смерти.

М., 1996. Е.П.Никитин