Тукай Абдулла

[1886—1913] — татарский народный поэт, один из основоположников дореволюционной татарской литературы и татарского литературного языка. Детство и юность провел в нищете и мытарствах.

Учился в медресе и русско-татарской школе. С 1905 работал наборщиком и корректором, а затем сотрудником в разных газетах и журналах г. Уральска и Казани.

Исключительно тяжелые условия жизни рано надорвали его здоровье; он умер от туберкулеза в возрасте 27 лет. Т. — зачинатель татарской демократической поэзии.

Его творчество охватывает период революции 1905 и последовавший период реакции.

Первоначально Т. подражал древним арабским и персидским поэтам.

Революция 1905 толкнула Т. на демократический путь: он скоро освободился от тяготевшей над ним панисламистской и пантюркистской идеологии татарской буржуазии и начал выступать в своих произведениях против самодержавия и капитализма.

Его эмоционально насыщенные, высокохудожественные стихи острием своим были направлены против угнетателей народа.

В замечательной сатирической поэме "Новый кисекбаш" Т. бичевал консервативных татарских купцов, представителей реакционного духовенства и паразитов-шакирдов ("Паразитам"), высмеивал тупого обывателя-мещанина, двурушника-националиста, беспощадно критиковал продажную националистическую интеллигенцию (стихи "Националисты", "Сибгатуллин", "Молодежь" и т. д.). В его лирических стихах отражалась скорбь обездоленных народных масс (стихи "Осенние ветры", "Гнет", "Чего не хватает мужику") и в особенности горькая участь оскорбленной и униженной женщины-татарки ("Униженной", "Жалоба"). Т. все же не смог подняться до полного осознания действительных причин социального неравенства и не смог освоить идеи революционной борьбы пролетариата.

После поражения революции 1905 в некоторых произведениях Т. отразилась пессимистическая настроенность.

Оторванность от действительности и растерянность поэта сказались в некоторых стихах ("Разбитая надежда", "Вечное желание" и др.). В основных своих произведениях Т. оставался носителем демократических идей и выразителем переживаний и чаяний угнетенных народных масс. Поэзия его разоблачала эксплуататоров, срывала маски с консервативной националистической татарской буржуазии и духовенства.

В этом смысле творчество Т. имеет четко выраженный прогрессивный характер.

Он дал первые образцы чисто народной поэзии на подлинно народно-татарском языке. Т. собирал и художественно разрабатывал татарский фольклор.

Ряд поэм и сказок написан Т. по сюжетам народных сказок ("Леший", "Речная ведьма", "Таз" и др.). Поэзия Т. отличается художественной простотой и ясностью.

Т. создал первые замечательные стихи для детей на татарском языке. Он также впервые переводил на татарский язык стихи западноевропейских и русских классиков.

Библиография: I. На татарском яз.: Сочинения, т. I — II, Казань, 1925; т. III, Казань, 1931; Избран. соч., Татгосиздат, 1937. На pусск. яз.: Сборник татарской литературы (дореволюционной) под редакцией П. Радимова, М. — Л., 1931; Стихи, Татгосиздат, 1936. {Лит. энц.}