Ульянов Александр Никитич

[1 (13).3.1887, Москва— 1.8 (в нек-рых источ. 30.7). 1966, Ленинград] — арт. оперы (лирико-драм. баритон) и педагог.

Муж В. Клопотовской.

Род. в крестьянской семье. Окончил техническое ж.-д. уч-ще, по окончании к-рого с 1905 работал слесарем на механическом заводе.

Пению обучался в 1907— 11 в Моск. муз.-драм. уч-ще (кл. Л. Донского).

В февр. 1912 дебютировал в Риге. В сезоне 1912/13, весной 1915, 1917—18 пел в Екатеринбурге, в 1913—14 и 1924—25 — в Одессе, в 1914—15 — Тифлисе, затем в Ташкенте (1915— 16), Томске (1919— 21), Омске (1921—22, Сибирская гос. опера), Свердловске (1922—24 и 1929— 31), Перми (1920 и 1925—26), Новосибирске (1926—27), Баку (1927—28), Днепропетровске и Челябинске (1928), Ленинграде (1931 — ?, ГАТОБ: дебютировал в партиях Князя Игоря и Амонасро).

Обладав не сильным, но красивым голосом приятного тембра, сцен. обаянием.

Исп. отличалось высоким профессиональным мастерством.

Репертуар певца был разнообразным (от лирич. до драм. партий) и включал 72 партии. 1-й исп. партий: Оголина ("Беглец"), Кленова ("Прорыв"); в Екатеринбурге — Пьера ("Кармела"), Графа Гиля ("Тайна Сусанны"), Барнабы ("Джоконда"), Рудольфа ("Жизнь Латинского квартала"); в Свердловске — Волконского ("Декабристы" B. Золотарева).

Горояна ("Северный ветер"). Лучшие партии: Онегин, Томский, Елецкий.

Бес ("Черевички"), Демон ("Демон" А. Рубинштейна), Князь Игорь, Мизгирь ("Снегурочка"), Фигаро ("Севильский цирюльник" Дж. Россини), Риголетто, Амонасро, Жермон, Скарпиа, Эскамилио, Вильгельм Телль. Др. партии: Руслан, Грязной, Веденецкий гость, Троекуров, Верейский, Вязьминский, Каленик, Мазепа ("Мазепа" П. Чайковского);

Валентин ("Фауст"), Граф ди Луна. Оберталь, Нелюско, Шарплес, Тонио, Сильвио, Невер. Зурга, Тельрамунд.

Вольфрам, Альберих ("Зигфрид" и "Золото Рейна"), Партнеры: В. Барсова, О. Бахуташвили-Шульгина, А. Белянин, Г. Боссе, Н. Вельтер, Ф. Деранкова, Ф. Мухтарова, Г. Нэлепп, О. Петрусенко, C. Преображенская.

Пел п/у С. Барбини, В. Дранишникова, М. Жукова, И. Палицына.

Выступал также в опереттах — "Гейша" С. Джонса, "Ночь любви" В. Валентинова, "Сильва" И. Кальмана, "Польская кровь" О. Недбала.

Принимал активное участие в концертах для уральских рабочих и красноармейцев.

С 1935 преподавал в Ленингр. конс. (с 1952 проф.) и Муз. уч-ще. Среди учеников — Н. Гяуров, Н. Кривуля.

С. Шапошников.

Соч.: С большим желанием // За сов. искусство. 1940. № 22. С. 3; Мой метод работы над образом // Там же. 1941. № 9—10. С. 6; Беспрестанно совершенствовать образ // Там же. 1941. № 21. С. 3; Талантливый дирижер, тонкий музыкант. (Творческая характеристика Б. Э. Хайкина) // Там же. 1946. № 12. С 3; Из прошлого //Урал (Свердловск). 1972. № 10. С. 140—152 Лит.: Камнев Ф. Силуэты оперной сцены. Н. Ульянов) // Рабочий и театр. 1933. № 17. С. 20—21 Потапова О. Странички из жизни // За сов. искусство. 1941. № 15; Юбилей А. Н. Ульянова//Там же. 1942. № 3: Орлов Г. 35-летие сценической деятельности А. Н. Ульянова // Там же. 1947 № 5: Вольфсон С. Мастера оперы: Ленинградский Государственный ордена Ленина академический театр оперы и балета им. С. М. Кирова (1917—1967) — 1967. С. 78— 79; Келлер И. Минувшее проходит предо мною // Урал (Свердловск). 1972. № 4. С. 139.