Варламов Константин Александрович

Варламов Константин Александрович — комик; родился в 1851 г., сын известного композитора Александра Егоровича В. (см.). Впервые В. появился на сцене в Кронштадте, в труппе А. М. Читау. На петербургской сцене В. дебютировал в 1875 г. Со смертью Виноградова († в 1877 г.) роли покойного перешли к В. и выдвинули его на первый план. Сначала впадая в шарж, В. постоянным трудом избавился от этого недостатка, и ныне это один из любимейших артистов Александринской сцены. Число сыгранных им ролей превышает 200. Не только в жанровом, но и в классическом репертуаре у В. есть превосходные роли, каковы: Клюков ("Много шума из пустяков"), Скалозуб и Горичев ("Горе от ума"), Земляника и Осип ("Ревизор"), Сганарель ("Дон-Жуан"), Большинцов ("Месяц в деревне") и др. А. Ум. {Брокгауз} Варламов, Константин Александрович (1848—1915) — актер, один из крупнейших представителей русского реалистического театра; сын композитора А. Е. Варламова (см.). В 1875 дебютировал на сцене Александрийского театра; здесь прошла и вся его сценическая деятельность.

Первые ответственные выступления (1877) — в роли Чугунова в "Волках и овцах" и Силы Грознова в "Правда — хорошо, а счастье лучше". В дальнейшем В. выступает почти во всех комедиях и бытовых драмах классического репертуара.

В. играл Скотинина в "Недоросле", Скалозуба в "Горе от ума"; в "Ревизоре" — последовательно: Осипа, Землянику, Ляпкина-Тяпкина и городничего;

Глова в "Игроках" и т. д.; одна из его лучших ролей была роль Яичницы в "Женитьбе". В пьесах Островского, кроме указанных, В. играл: Русакова в "Не в свои сани не садись", Ахова в "Не все коту масленица", и др. Из ролей иностранного репертуара наиболее выдающимися выступлениями В. были роль Клюквы в "Много шуму из ничего", ткача Основы в "Сне в летнюю ночь", Грумио в "Укрощении строптивой". В. — комик-буфф крупного стиля. Сценическому успеху много способствовали большая широкая фигура В. и сочный голос, которым он владел в совершенстве.

Юмор В. — яркий, наивный, трактовка ролей очень ясная и рельефная по своему сценическому рисунку.

Недостатком В. была известная неразборчивость в выборе ролей — отчасти объясняющаяся сомнительным, а иногда и определенно скверным репертуаром императорской сцены, а также спешная обработка многих ролей. Всего им было сыграно около 1000 ролей. Приученный к быстрой смене наскоро проработанных постановок, В. пользовался в своих многочисленных выступлениях готовыми сочетаниями забавных интонаций и жестов.

Лишь в немногих ролях возвышался он до настоящего художественного образа.

В. был прекрасным импровизатором; хорошо чувствуя сценическое положение, свободно владея народным словарем, В. редко придерживался точного текста ролей, создавая на сцене остроумные реплики.

Бесхитростный поклонник театрального реализма, В. однако в последние годы своей жизни работал с Мейерхольдом (см.), проявляя искренний интерес к новым приемам сценического искусства (постановка "Дон-Жуана" в 1910). Лит.: Эдуард Старк (Зигфрид), Царь русского смеха, П., 1916. В. Волькенштейн.