Варсонофий епископ Тверской с 1565 года

(Иван Васильевич) — святитель, епископ Тверской. † 1576, память 11/24 апреля, 4/17 октября и в 1-е воскресенье после 29 июня в Соборе Тверских святых.

Родился около 1495 года в семье священника г. Серпухова.

Юношей, во время набега крымских татар, был захвачен ими и провел в плену около трех лет, научившись там татарскому языку. По освобождении принял монашеский постриг в Московском Спасо-Андрониковом монастыре.

Здесь он познакомился с епископом Тверским Акакием, который взял его к себе в Тверь и рукоположил во иеродиакона.

С 1544 года (по Строеву — с 1545 года) — игумен Николаевского Пешношского монастыря.

В1555 году возведен в сан архимандрита и послан в Казань в помощь архиепископу святителю Гурию (память 20 июня/3 июля, 4/17 октября и 5/18 декабря) в деле просвещения татар. В 1556 году, по повелению царя Ивана Грозного, с целью просвещения татар в самом городе Казани основал Спасо-Преображенский монастырь с храмами в честь Преображения Господня и святителя Николы Ратного, в котором и был архимандритом.

В 1565 году (по другим источникам — в 1567 году) хиротонисан во епископа Тверского.

Управлял епархией четыре года. В 1570 году, удрученный болезнями, уволен на покой в Казанский Спасо-Преображенский монастырь.

Скончался в монастыре 11 апреля 1576 года. Перед кончиною святитель постригся в схиму, приобщился Святых Христовых Тайн и мирно почил о Господе. 4 октября 1595 года обретены его мощи вместе с мощами святителя Гурия. Святитель Варсонофий был настоящий аскет-подвижник, воспитывавший свою душу слезною молитвою и постом.

Этот добрый архипастырь отличался замечательными качествами души: смирением, терпением, незлобием и кротостью.

Не чуждался святитель и научных познаний для пользы человека.

Он изучил врачебное искусство, посредством которого безмездно врачевал телесные болезни людей. Пользуясь же даром рассуждения, он умело врачевал душевные страсти своей паствы.

Был он трудолюбив, преуспевая в телесном подвиге во избежание праздности и лености.

Примером личной жизни он оказывал благотворное влияние на свою православную паству и на татар, многие из которых принимали Православие.

После перевода в Тверь святитель Варсонофий не ослабил своих трудов.

По слову его жизнеописателя, с возвышением сана он преуспевал в трудах благочестия.

Литература: Григорий (Постников), митрополит.

Полное житие святителя Варсонофия. — СПб., 1853. Руднев В. Ф., священник.

Святитель Варсонофий, Казанский чудотворец, как настоятель Николаевского Пешношского монастыря. — М., 1895; Московские Церковные ведомости. — 1895, № 18. Макарий (Булгаков), митрополит.

История Русской Церкви: в 12 т. — СПб., 1864—1886, т. 6, с. 350. Чередеев К., протоиерей.

Биографии Тверских иерархов от начала существования архиерейской кафедры города Твери и доныне. — Тверь, 1859, с. 61—63. Толстой М. В. Рассказы из Истории Русской Церкви. — М., 1901, с. 356, 359. Книга, глаголемая Описание о российских святых // Публ. и доп. М. В. Толстого. — М., 1887, № 448. Филарет (Гумилевский), архиепископ.

Русские святые, чтимые всею Церковию или местно: Опыт описания жизни их. — 3-е изд. — СПб., 1882, кн. 1, с. 461—467. Едлинский М. Е., священник.

Подвижники и страдальцы за веру православную и землю свято-русскую от начала христианства на Руси до позднейших времен. — 4-е изд. — СПб., 1901— 1903, т. 3, с. 63—65. Никанор (Каменский), архиепископ.

Собрание сочинений. — Казань, 1909, с. 73—79, 80, 90, 477. Алексеев, профессор.

Жизнь святых Гурия и Варсонофия. — Казань, 1847. Никанор (Каменский), архиепископ.

Святыни Казани. — Казань, 1889—1890. Сергий (Спасский), архиепископ.

Полный месяцеслов Востока. — 2-е изд. — Владимир, 1901 — 1902, т. 2, ч. 1, с. 105, 308. Заринский.

Очерки древней Казани [преимущественно XVI века]. — Казань, 1877, с. 96—127. Зверинский В. В. Материалы для историко-топографического исследования о православных монастырях в Российской империи, с библиографическим указателем: в 3 т. — СПб., 1890— 1897, т. 2, № 1168 и 729. Димитрий (Самбикин), архиепископ.

Месяцеслов святых, всею Русскою Церковию или местно чтимых: в 14 вып. — Каменец-Подольск, Тверь, 1892—1902, вып. 8, апрель, с. 55—56. Булгаков С. В. Настольная книга для священно-церковнослужителей. — Киев, 1913, с. 1414. Денисов Л. И. Православные монастыри Российской империи: полный список всех 1105 ныне действующих в 75 губерниях и областях России. — М., 1908, с. 232, 420, 468, 823. Строев П. М. Списки иерархов и настоятелей монастырей Российской Церкви. — СПб., 1877, с. 216, 293, 442. Леонид (Кавелин), архимандрит.

Святая Русь. — СПб., 1891, № 780. Летопись церковных событий и гражданских, поясняющих церковные, от Рождества Христова до 1898 года, епископа Арсения. — СПб., 1899, с. 595. Цветник Пешношский. — М., 1898, с. 14, 20. Словарь исторический о святых, прославленных в Российской Церкви, и о некоторых подвижниках благочестия, местно чтимых. — 2-е изд., испр. и доп. — СПб., 1862, с. 44—45. Житие святых Гурия и Варсонофия. — СПб., 1853. Труды Казанского губернского статистического комитета. — Казань, 1869—1871, ч. 2, с. 856. Троицкий Патерик. — Сергиев Посад, 1896, с. 207—211. Рескрипты Екатерины II к И. И. Мелиссино // Русский архив. — 1870, № 4 и 5, с. 764. Известия по Казанской епархии. 1885, № 20, с. 651—653. — 1887, № 19, с. 477—481. — 1899, № 9, с. 386. Православный собеседник. — Казань, 1907, март, с. 330; июнь, с. 1. Православная богословская энциклопедия или Богословский энциклопедический словарь: в 12 т. // Под ред. А. П. Лопухина и Н. Н. Глубоковского. — СПб., 1900—1911, т. 3, с. 167; т. 7, с. 695, 700, 702. Полный православный богословский энциклопедический словарь: в 2 т. // Изд. П. П. Сойкина. — СПб., б. г., т. 1, с. 446. Н. Д[урново]. Девятисотлетие русской иерархии 988—1888. Епархии и архиереи. — М., 1888, с. 41.