Васыльченко Степан

[1878—] (настоящая фамилия Панасенко) — современный украинский писатель и драматург.

Род. в м. Ичня на Черниговщине, в семье бедного крестьянина-сапожника, учился в сельской школе, выдержал экзамен на звание учителя и всю жизнь свою провел в селе, работая на учительском поприще.

Это обстоятельство в значительной степени повлияло на характер писателя, на его тематику и манеру письма.

В. никогда не захватывали животрепещущие вопросы современности, хотя он и не был чужд оппозиционным настроениям украинской интеллигенции, за что сидел полтора года в царской тюрьме.

Бедная событиями жизнь деревни, несомненная и глубокая связь с отсталыми элементами украинского села, устарелые народнические традиции и пр. не дали Васыльченко развернуть во всю ширь свои писательские возможности: тематика В. исчерпывается деревенским бытом, безрадостной жизнью сельских учителей и школьников.

Рассказы, посвященные тюрьме, империалистической и гражданской войне, являются незначительным исключением, причем все они отличаются реакционной мистикой, пассивной "гуманностью". Социальные мотивы у В. никогда не достигают вершин революционного порыва, блестки прекрасного юмора, щедро рассыпанные по всем произведениям писателя, никогда не достигают остроты сатиры.

Характерные признаки рассказов В. — неоромантизм, мечтательность, субъективное (с элементами мистики) восприятие действительности.

Реальное у Васыльченко часто смешивается с фантастическим, со сказкой, мечтой.

Юноша, всматриваясь в вагонной темноте в силуэт крестьянской девушки, начинает фантазировать и создает о ней целую легенду ("Оксана"); скрипач Ларько, очарованный красотой зимней ночи, принимает снежный сугроб за панский дворец и играет на своей скрипке перед кустарниками, превратившимися в его фантазии в сборище пышного панства ("У панів"). В. — импрессионист, но его импрессионизм своеобразный.

Его особенности — чрезмерный но мягкий, пассивный бесперспективный лиризм, тесно связанный с психологией отсталых элементов крестьянства в условиях господства капитализма; художественный образ, слово черпает писатель из глубин народно-этнографических богатств украинского седа, из его песни, сказки и т. д. Отсюда и музыкальность его стиля. Особой популярностью пользуются рассказы В.: "Роман", "Мужицька арихметика", "Божественная Галя", "Королівна", "На хуторі" и др. В рассказе "Роман" В. дал классическое изображение дореволюционной русификаторской школы на Украине: мальчик Роман, бедовый, любознательный и умный, рвется в школу, но руссификаторская школа — это "странное место", по выражению известного педагога Ушинского, — встречает Романа чужеязычием, и мальчик, не сумевший преодолеть слово "перепелята" (он все говорил "перепылынята"), превращается в ее врага. "Мужицька арихметика" представляет собой красочный эпизод из жизни дореволюционного села, мечтавшего о том, как прибрать к своим рукам панскую землицу.

Чтобы отвлечь мужиков от вредных книжек, "панок" дает им задачник Евтушевского, но мужики даже за чтением этой невинной литературы обнаруживают свои "классовые" стремления. — В. написал около сотни рассказов и новелл и несколько пьес. Большой популярностью пользовалась его одноактная пьеса: "На перші гулі" (На первое гулянье).

В 1928 на Украине был отмечен пятидесятилетний юбилей В. как одного из крупнейших мастеров украинского слова. Библиография: І. Повна збірка творів, тт. І — III, ДВУ. II. ПIамрай, Творчість C. Васильченко, "Черв. шлях", 1926, ІV; Якубський Б., Степан Васильченко, ДВУ; Кирилюк С., Степан Васильченко, "Критика", 1928, IX; Якубовський Ф., Степан Васильченко, "Життя и револ.", 1928, XII. Е. Буревой. {Лит. энц.}