Вдовина Ирена Сергеевна

(р. 03.12.1937) — спец. в обл. совр. заруб. филос. и эстетики; д-р филос. наук. Род. в Москве.

Окончила филос. ф-т МГУ (1962). С 1962 работает в ИФ АН СССР (РАН), в наст. вр.-вед. н. с. Канд. дисс. — "Проблема универсального развития личности во французском персонализме" (1971), докт. дисс. — "Французский персонализм" (1983). Отв. ред. колл. труда "Французская философия сегодня" (М., 1989), переводов с фр.: Мунье Э. "Манифест персонализма". М., 1999; Мерло-Понти М. "Феноменология восприятия". СПб., 1999; Маритен Ж. "Знание и мудрость". М., 1999. Член редк. колл. трудов: "Буржуазная философская антропология XX века". М., 1989; "Мартин Хайдеггер и современность". М., 1992; "Философы двадцатого века". М., 1999. Автор переводов с франц. яз.: Сэв Л. "Марксизм и теория личности". М., 1972. [В соавт.]; Мунье Э. "Персонализм". М., 1992; Мунье Э. "Надежда отчаявшихся". М., 1995; Мерло-Понти М. "В защиту философии". М., 1996; Рикер П. "Герменевтика и психоанализ.

Религия и вера". М., 1996; Левинас Э. "Тотальность и бесконечное". М. — СПб., 2000; Мерло-Понти М. "Знаки". М., 2001, и др. Для нового изд. провела сверку переводов трудов: Лейбниц Г.В. "Новые опыты о человеческом разумении". М., 1983; Декарт Р. "Рассуждение о методе". М., 1989; Бергсон А. "Творческая эволюция". М., 1998. [В соавт.] и др. Специальным предметом иссл. В. является франц. фе-номенологическо-экзистенциалистская филос: персонализм (Э.Мунье, Ж.Лакруа, М.Недонсель, Ж.-М.До-менак и др.), феноменология (М.Мерло-Понти, Э.Ле-винас), феноменологическая герменевтика (П.Рикер). В изучении франц. персонализма гл. внимание В. уделяет проблеме личности, ее осуществлению в качестве субъекта нравств. поведения и ист. деятельности, вопросам соотношения личности и об-ва, личности и культуры, личности и искусства, личностным идеалам и способам их осуществления, разработке личностной проблематики в истории филос. и ее персоналистской интерпретации.

В феноменологических концепциях В. интересуют прежде всего идеи интерсубъективности, межличностного общения, взаимопонимания людей, единства филос. и эстетики.

Феноменологическая герменевтика исследуется как учение о многоплановости, многоаспектности и диалектичности человеч. существования и способах его целостного осмысления.

Особое внимание уделяется вопросам о взаимосвязанности традиций и новаторства в ист. развитии, о взаимной дополнительности филос. подходов и ист. науки в анализе человека и истории, а также филос. и науки вообще.

Соч.: Французский персонализм (критический очерк философского учения).

М., 1977; Эстетика французского персонализма.

М., 1981; Французский персонализм: 1932—1982. М., 1990; Исследуя человеческий опыт... // Рикер П. Герменевтика.

Этика. Политика.

М., 1995; Феноменолого-герменевтическая методология анализа произведений искусства // Феноменология искусства.

М., 1996; Личность в современном мире // Мунье Э. Манифест персонализма.

М., 1999; М. Мерло-Понти: От первичного восприятия — к миру культуры // Мерло-Понти М. Феноменология восприятия.

СПб., 1999; Эммануэль Левинас // История философии.

Запад — Восток — Россия.

Книга четвертая.

М., 1999; Персонализм // Там же; Поль Рикер // Там же. Феноменология и эстетика // Мерло-Понти М. Знаки. М., 2001.