Вейнгольд Юрий Юлианович

(р. 01.04.1921) — спец. по проблемам филос. антропологии, теории познания и социол.; д-р филос. наук, проф. Род. на ст. Раев-ка, в Башкирии.

Окончил Всес. заочный юрид. ин-т (1950), асп. (1960). С 1950 по 1976 работал в Киргизском гос. ун-те. Более 30 лет заведовал кафедрой филос. в ун-те и академии.

Ныне — проф. кафедры филос. Белгородской гос. техно л. академии строительных материалов.

Докт. дисс. — "О советком опыте минования капитализма и его субъективном факторе (Анализ перехода народов Средней Азии и Казахстана от докапиталистических отношений к социализму как следствие их социально-волевых усилий)" (1971). Гл. ред. и автор разделов кн. памяти жертв полит. репрессий (Т. 1. Жертвами пали. Белгород, 1996 и Т.2. Живи и помни. Белгород, 1998). Один из переводчиков кн. "Большой путеводитель по Библии". М., 1993 и "Энциклопедии символов". М., 1997. Почетный член (акад.) Междунар. академии наук высшей школы, действ. чл. Академии соц. наук. Заслуженный деятель науки РФ. В. одним из первых ознакомил отеч. философов с малоизвестными работами Гегеля (собственноручные добавления к "Философии права" и работе "Государство"). Он обратил внимание на то, что знаменитая гегелевская триада родилась в процессе его попытки выполнить пожелание Ансельма рационально доказать бытие Бога. С этой целью Гегель (магистр филос. и канд. богословия) взял предельно абстрактный догмат христианства — Триединство Бога — и на основе его анализа вывел названную триаду: "бытие—сущность—понятие". В. ввел в науч. обиход понятие "соц. воля". Признание получило его утверждение в филос. статусе категории "право". Обратился к категориям "трансцендентное" и "иррациональное", наполнив их новым содержанием.

Исследуя школы и направления филос. мысли Запада, пришел к выводу, что только наличие новой теории, обеспечивающей прогресс в познании, методологически оправдывает отказ от предшествующих теорий и что наследие отеч. филос. и совр. зап. филос. могут только существенно помочь, но не заменять наше самостоятельное мышление.

Ввел периодизацию развития филос. мысли не по формационному признаку, а по целям, к-рых стремилась достичь филос. Первый период — онтол., второй — гносеол. и третий — аксиол., т. е. вначале (где-то до IV в. до н.э.) прежде всего решался вопрос: "что это?", затем (до сер. XIX в.): "почему оно такое?" и, наконец: "какова ценность для человека и человечества?" Отсюда вопрос о первичности материи и вторичности сознания имел смысл на втором этапе и то только в рамках: сознание "вторично", ибо оно — продукт материи.

Отвечая на запросы инж.-техн. мысли, дал филос. обоснование логике науч. иссл. и открытия, инж. стиля мышления, показал, что особенностью развития техники ныне является отход от алгоритма и переход на "индивидуальное", "неповторимое", на расширение и углубление гуманизации и гуманитаризации техн. знания.

Соч.: Категории человеческой сущности, сущности человека, его существования, жизненного призвания и смысла жизни. М., 1981; "Смысл жизни человека" как философская категория.

М., 1984; О логике научного исследования и открытия как логике установления новой истины в инженерном стиле мышления.

М., 1986; К вопросу о родовой сущности человека.

М., 1986; Человеческий фактор сегодня.

М., 1987; К вопросу о научном и религиозном понимании смысла жизни человека и идее бессмертия.

М., 1987; Изучать философию, опираясь на философию.

Пособие для студентов.

Белгород, 1992; От Вед до сегодня.

История и теория философской мысли в самом сжатом очерке.

Белгород, 1998.