Вениамин I Багрянский

— епископ Иркутский и Нерчинский.

Обучался в Славяно-греко-латинской академии.

В 1766 году отправлен для продолжения образования в Лейденский университет.

В 1776 году назначен префектом Новгородской духовной семинарии.

С 1782 года — ректор Александро-Невской семинарии и архимандрит Зеленецкого Троицкого монастыря Санкт-Петербургской епархии. 8 конце 1783 года переведен в Новгородский Антониев монастырь.

С1784 года — ректор Новгородской духовной семинарии.

С 1788 года — архимандрит Свияжского Богородицкого монастыря. 9 декабря 1789 года хиротонисан во епископа Иркутского.

Содействовал прославлению святителя Иннокентия Иркутского († 1731, память 9/22 февраля и 26 ноября/9 декабря), предоставив в Святейший Синод данные о чудесах святителя.

Скончался 8 июня 1814 года. Личность преосвященного Вениамина была весьма замечательная: величественная наружность и просвещенный ум соединялись в нем с величавостью и важностью в приемах.

Преосвященный Вениамин любил совершать и просто посещать богослужения.

Не имея возможности ежедневно бывать у литургии, т. к. по утрам был занят епархиальными делами, он обыкновенно каждый день приходил к вечерне или утрене.

Всякий раз, как диакон или священник во время просительной ектений говорил: "Христианския кончины живота нашего безболезненны, непостыдны, мирны... у Господа просим", — преосвященный преклонял свои колена до земли. От земных поклонов его не удерживали ни полнота тела, ни случавшиеся недуги, ни даже старческая немощь последних дней. Зато какая была его кончина! Почувствовав приближение смерти, преосвященный сказал врачу: "Надобно отдать долг природе". Потом позвал своего духовника и духовенство, исповедался, причастился, пособоровался и затем стал ожидать разлуки души с телом, сидя в кресле.

Потребовал к себе членов консистории, спросил, нет ли дел, требующих разрешения.

Всех священнослужителей, состоявших под запрещением, простил и разрешил.

После этого закрыл глаза и заснул.

Окружавшие сначала не смели нарушить этого покоя, но, наконец, приблизились — в кресле сидел владыка уже охладевший.

Литература: Никольский А., протоиерей.

Забайкальская духовная миссия (1681—1903). Очерк истории православной миссии в Восточной Сибири. — М., 1904, с. 39—40. Бочаров Н. Две могилы в Покровском миссионерском монастыре. — М., 1889, с. 90—92. Димитрий (Самбикин), архиепископ.

Месяцеслов святых, всею Русскою Церковию или местно чтимых: в 14 вып. — Каменец-Подольск, Тверь, 1892—1902, вып. 6, с. 111—113. Булгаков С. В. Настольная книга для священно-церковнослужителей. — Киев, 1913, с. 1401. Толстой Ю. Списки архиереев и архиерейских кафедр иерархии Всероссийской со времени учреждения Святейшего Правительствующего Синода (1721—1871 гг.). — М., 1872, № 159. Строев П. М. Списки иерархов и настоятелей монастырей Российской Церкви. — СПб., 1877, с. 60, 274, 292, 555. Очерк жизни и апостольских трудов Иннокентия, митрополита Московского. [Харлампий, иеромонах]. — М., 1912, с. 8. Списки архиереев иерархии Всероссийской и архиерейских кафедр со времени учреждения Святейшего Правительствующего Синода (1721—1895 гг.). — СПб., 1896, № 159. Известия по Казанской епархии. — 1907, № 10, с. 298. Православный собеседник. — Казань, 1905, ноябрь, с. 526. Душеполезный собеседник. — 1898, ноябрь, с. 346. Исторический вестник. — 1884, август, с. 381. — 1893, июль, с. 162. Русский архив. — 1895, кн. 1, № 3, с. 298. — 1899, кн. 3, № 11, с. 411. Н. Д[урново]. Девятисотлетие русской иерархии 988—1888. Епархии и архиереи. — М., 1888, с. 63. Полный православный богословский энциклопедический словарь: в 2 т. // Изд. П. П. Сойкина. — СПб., б. г., т. 1, с. 955. Православная богословская энциклопедия или Богословский энциклопедический словарь: в 12 т. // Под ред. А. П. Лопухина и Н. Н. Глубоковского. — СПб., 1900—1911, т. 6, с. 1029.