Вениамин II Благонравов

(Василий Антонович) — архиепископ Иркутский и Нерчинский.

Родился в 1825 году в Тамбовской губернии в семье священника.

В 1846 году окончил курс Тамбовской духовной семинарии и поступил студентом в Казанскую духовную академию. 27 августа 1849 года (на последнем курсе академии) пострижен в монашество, а 9 октября того же года рукоположен во иеродиакона.

В 1850 году окончил академию со степенью магистра, 31 октября определен бакалавром той же академии на кафедру церковной истории и 20 ноября рукоположен во иеромонаха.

С 1852 года — помощник инспектора Казанской духовной академии. 28 ноября 1856 года возведен в сан архимандрита.

С 21 апреля 1857 года — профессор Казанской духовной академии. 21 января 1858 года назначен инспектором той же академии.

С 22 апреля 1858 года — ректор вновь открытой Томской духовной семинарии.

С 23 августа 1861 года — ректор Костромской духовной семинарии и настоятель Богородицкого Игрицкого монастыря. 20 мая 1862 года хиротонисан во епископа Селенгинского, викария Иркутской епархии, и назначен начальником Забайкальской духовной миссии. 4 июня 1868 года вызван в Санкт-Петербург для присутствия в Святейшем Синоде.

С 18 марта 1868 года — епископ Камчатский.

С 31 марта 1873 года — епископ Иркутский. 16 апреля 1878 года возведен в сан архиепископа. 30 августа 1887 года награжден бриллиантовым крестом для ношения на клобуке.

В конце 1890 года избран почетным членом Московской духовной академии.

Скончался 2 февраля 1892 года. Погребен в Иркутском кафедральном соборе.

По отзыву историка Казанской духовной академии профессора Знаменского, архиепископ Вениамин в академии отличался талантливостью, редкой любовью к занятиям науками и безукоризненным исполнением всех требований тогдашней строгой дисциплины.

Другие современники его сообщают, что он читал курс церковной истории так подробно, что студенты прозвали его "махиной в 1001 лист", находя в нем сходство с арабскими сказками "Тысячи и одной ночи". В его лекциях не было ни строгой научной системы, ни логического порядка, а все они были пропитаны монашеским духом и главное внимание обращали на высоту подвигов восточных аскетов, на темы о нестяжательности монахов, о целомудрии, смирении и т. п. Общий взгляд архиепископа Вениамина на науку выражался словами, которые он часто говорил студентам: "Что вы, господа, все хотите рассудком исследовать? В примраке-то лучше и спокойнее..." Очевидно, этими словами он хотел предупредить студентов, что не все в мире может быть познано рассудочным путем, и там, где тайна непостижима для разума, небезопасно освещать вопрос по своему личному разумению.

Во всяком случае, нельзя думать, что архиепископ Вениамин относился к науке без должного уважения.

Упомянутый выше профессор Знаменский свидетельствует, что он носил в себе задатки настоящего ученого, но не имел времени предаться научной кабинетной работе, потому что занялся широкой и многотрудной практической деятельностью сначала по устройству вновь образованной Томской духовной семинарии, потом по управлению епархиями и по делам сибирских миссий.

Со времени назначения преосвященного Вениамина в Сибирь началась его благотворная миссионерская деятельность, имевшая важное историческое значение.

Под руководством владыки Вениамина Забайкальская духовная миссия вступила в новый блестящий период своей деятельности.

Шестилетние миссионерские труды архиепископа Вениамина в Забайкальской миссии (1862—1867 гг.) возбудили всеобщее сочувствие к миссии в Сибири и в европейской России.

За это время он обратил к Православной Церкви 2000 язычников (бурят и тунгусов), несмотря на великие препятствия с разных сторон.

В Благовещенске он открыл духовную семинарию.

Более благотворной была деятельность преосвященного Вениамина на Иркутской кафедре, где он в течение 16 лет управления епархией обратил к Православию до 30 000 бурят. Японской православной миссии архиепископ Вениамин предоставил пособие, давшее возможность продолжать просвещение японцев христианской верой. В память празднования полуторавекового юбилея существования Иркутской епархии архиепископ Вениамин подал мысль об учреждении миссионерского стана во имя святителя Иннокентия с церковью и училищем для бурят. Он исследовал вопрос о состоянии сибирского ламаизма, о других верованиях инородцев.

Отчеты преосвященного Вениамина о деятельности сибирских миссий за разные годы представляли собой драгоценные церковно-исторические этюды, без которых невозможно обойтись при изучении состояния сибирской церкви и сибирского ламаизма.

Эти отчеты, а также и многие письма архипастыря содержали в себе лучшую научную разработку этого вопроса.

Труды: Жизненные вопросы православной миссии в Сибири.

Огласительное поучение готовящимся ко Святому Крещению язычникам.

Письма Вениамина, архиепископа Иркутского, к Казанскому архиепископу Владимиру.

С предисловием и примечаниями К.В. Харламповича. — М., 1913. Письма из Посольского монастыря. — СПб., 1865. Переписка архиепископа Вениамина с К. П. Победоносцевым.

Труды православных миссий Восточной Сибири в 4-х частях.

Ламское идолопоклонническое суеверие в Восточной Сибири.

Положение христиан в бурятских обществах под начальством язычников.

Обязанности русского государства по обращению иноверцев и раскольников к Православной Русской Церкви.

Литература: Никольский А., протоиерей.

Забайкальская духовная миссия (1681 — 1903). Очерк истории православной миссии в Восточной Сибири. — М., 1904, с. 46, 51, 69, 70. Игнатьев А. А. 50 лет в строю. — М., 1953, с. 31. Двадцатипятилетие епископского служения высокопреосвященного Вениамина, архиепископа Иркутского и Нерчинского. — Иркутск, 1888. Памяти высокопреосвященного Вениамина, архиепископа Иркутского и Нерчинского. — Иркутск, 1892. Булгаков С. В. Настольная книга для священно-церковнослужителей. — Киев, 1913, с. 1395, 1401. Толстой Ю. Списки архиереев и архиерейских кафедр иерархии Всероссийской со времени учреждения Святейшего Правительствующего Синода (1721—1871 гг.). — М., 1872, № 373. Строев П. М. Списки иерархов и настоятелей монастырей Российской Церкви. — СПб., 1877, с. 557, 874. Списки архиереев иерархии Всероссийской и архиерейских кафедр со времени учреждения Святейшего Правительствующего Синода (1721—1895 гг.). — СПб., 1896, № 372. Юбилейный сборник исторических материалов у Троицы в Академии 1814—1914 г. — М., 1914, с. 580. Летопись церковных событий и гражданских, поясняющих церковные, от Рождества Христова до 1898 года, епископа Арсения. — СПб., 1899, с. 868. Самарские епархиальные ведомости. — 1879, № 15, с. 294—295. — 1886, № 13, с. 261. Церковные ведомости. — 1903, № 50, с. 1966. — 1918, № 19—20, с. 110. Прибавления к "Церковным ведомостям". — 1891, № 41, с. 1427. — 1892, № 7, с. 266—274. Труды Киевской духовной академии. — 1873, февраль, с. 118—119. Православный собеседник. — Казань, 1874, январь, с. 64—70. — 1897, март, апрель, с. 180,186,191. — 1898, январь, с. 50. — 1901, январь, с. 104. — 1902, сентябрь, с. 130. — 1904, июль-август, с. 229. — 1905, июль—август, с. 1, 2. — 1915, май, с. 156—158. Русский паломник. — 1889, № 42, с. 497—499. — 1893, № 27, с. 430. Исторический вестник. — 1882, октябрь, с. 20. Церковный вестник. — 1891, № 8, с. 113; № 26, с. 410; № 36, с. 572; № 37, с. 588; № 43, с. 684. Известия по Казанской епархии. — 1870, № 3, с. 72. — 1873, № 5, с. 151—154: № 6, с. 168—172. — 1886, № 12, с. 290; № 13, с. 330. — 1887, № 12, с. 285. Христианское чтение. — СПб., 1868, май, с. 728. — 1874, июль, с. 566—572. — 1875, июль, с. 531. — 1891, март, с. 316. Православное обозрение. — 1873, т. 3, с. 599, 603. — 1874, т. 3, с. 244—245. — 1876, т. 1, с. 586. — 1877, март, с. 660—661; май, с. 531—532. — 1878, январь, с. 313—314. — 1886, сентябрь, с. 616—619. — 1887, январь-апрель, с. 213—214, 59—608. Русский архив. — кн. 1, № 2, с. 248; № 3, с. 399. Князья церкви. (Из дневника А. Н. Львова) // Красный архив. — М., 1930, т. 2 (39), с. 116. Н. Д[урново]. Девятисотлетие русской иерархии 988—1888. Епархии и архиереи. — М., 1888, с. 63, 76. Жизнеописания отечественных подвижников благочестия XVIII и XIX веков: в 12 т. — М., 1903—1912, т. 1, с. 55, 57. Православная богословская энциклопедия или Богословский энциклопедический словарь: в 12 т. // Под ред. А. П. Лопухина и Н. Н. Глубоковского. — СПб., 1900—1911, т. 3, с. 294—297; т. 5, с. 1031; т. 8, с. 232. Полный православный богословский энциклопедический словарь: в 2 т. // Изд. П. П. Сойкина. — СПб., б. г., т. 1, с. 475, 955. Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: в 41 т. — СПб., 1890—1907, т. 1, с. 403.