Вениамин Краснопевков-Румовский

(Василий) — архиепископ Нижегородский и Арзамасский.

Родился 26 июля 1738 года в семье священника села Красного Санкт-Петербургской епархии.

Окончил Александро-Невскую семинарию в Санкт-Петербурге.

В 1759 году пострижен в монашество.

Девять лет был преподавателем Невской духовной семинарии.

В 1768 году назначен префектом семинарии.

В 1770 году утвержден ректором семинарии.

С 19 ноября 1770 года — архимандрит Никольского Старо-Ладожского монастыря Санкт-Петербургской епархии. 2 декабря 1771 года переведен в Зеленецкий монастырь, а 16 января 1774 года — в Петергофскую Троице-Сергиеву пустынь. 13 июля 1774 года хиротонисан во епископа Олонецкого и Каргопольского, викария Новгородской епархии. I апреля 1775 года переведен на Архангельскую и Холмогорскую епархию с повелением именоваться "Архангельским и Олонецким". Получил от императрицы Екатерины II панагию, украшенную бриллиантами и яхонтами. 26 октября 1798 года перемещен в Нижний Новгород. II ноября 1804 года возведен в сан архиепископа.

Скончался 16 марта 1811 года. Погребен в Нижегородском кафедральном Спасо-Преображенском соборе.

Епархиальная деятельность преосвященного Вениамина была направлена на благоустройство епархий, духовное образование юношества, восстановление обителей, создание и украшение церквей.

Он поднял роль и значение благочинных в епархии.

Все епархиальные дела преосвященный Вениамин решал быстро, без волокиты.

Как любитель отечественной истории, преосвященный Вениамин много внимания уделял собиранию древних летописей и рукописей, трудился над составлением истории Архангельской иерархии.

В 1781 году он предписал всем монастырям и церквам завести памятные книжки или летописи и внести в них все "древние достопамятности и все достойное памяти". Благодаря этим записям в Архангельской епархии было открыто много исторических памятников.

Преосвященный Вениамин занимался и литературной деятельностью.

Им написана книга "Новая Скрижаль". Большое внимание преосвященный Вениамин уделял изучению Священного Писания.

Он приказал во всех церквах вместо поучений читать и объяснять Священное Писание.

Занимался просвещением местных народностей, увещал их оставить языческие обряды.

Духовно-нравственные качества архиепископа Вениамина были таковы: благоразумие, постоянство, доброта души, строгое воздержание в личной жизни. Он помогал бедным, на свои средства строил церкви и богоугодные заведения.

Отличался особой ревностью к богослужениям, требовал при богослужении строгого порядка.

Очень любил тихое пение. За добрые качества души архиепископ Вениамин был любим своею паствою и духовенством и заслужил название "доброго пастыря". Труды: Подробное историческое описание Архангельской епархии // Московский любопытный месяцеслов на 1795 год.— М., [1794]. "Новая Скрижаль" или объяснение о Церкви, о литургии и о всех службах и утварях церковных. — М., 1803; 2-е изд. — М., 1806; 3-е изд. — М., 1810; СПб., 1899. Франц Вольфганг.

История о животных бессловесных или физическое описание известнейших зверей, птиц, рыб, земноводных, насекомых, червей и животнорастений, с присовокуплением нравоучительных уподоблений, из природы их взятых.

Перевод с латинского: в 5 ч. — М., 1803. Священная история для малолетних детей, на российском языке сочиненная. — СПб., 1778; Киев, 1829. Переведена на греческий, латинский, немецкий и французский языки. История священная для малолетних детей, краткими вопросами и ответами сочиненная.

Смоленск, 1812. Литература: Макарий (Миролюбив), архимандрит.

История нижегородской иерархии, содержащая в себе сказания о Нижегородских иерархах с 1672 по 1850 год. — СПб., 1857, с. 189—198. Щегольков Н. М. Исторические сведения о городе Арзамасе, собранные Николаем Щегольковым. — Арзамас, 1911, с. 143. Булгаков С. В. Настольная книга для священно-церковнослужителей. — Киев, 1913, с. 1393, 1406. Толстой Ю. Списки архиереев и архиерейских кафедр иерархии Всероссийской со времени учреждения Святейшего Правительствующего Синода (1721—1871 гг.). — М., 1872, № 134. Календарь крестный иллюстрированный на 1883 год // Ред. А. Гатцук. — М., 1832—1891, 1883, с. 129. Строев П. М. Списки иерархов и настоятелей монастырей Российской Церкви. — СПб., 1877, с. 39, 271, 274, 277, 607. Списки архиереев иерархии Всероссийской и архиерейских кафедр со времени учреждения Святейшего Правительствующего Синода (1721—1895 гг.). — СПб., 1896, № 134. Летопись церковных событий и гражданских, поясняющих церковные, от Рождества Христова до 1898 года, епископа Арсения. — СПб., 1899, с. 767. Учреждение Архангелогородской епархии и ее архипастыри. — Архангельск, 1889, с. 11. Симбирские епархиальные ведомбсти. — 1901, № 12, с. 421. Русский инок. — 1911, февраль, вып. 4, с. 65. Душеполезное чтение. — 1895, март, с. 428. Православный собеседник. — Казань, 1898, октябрь, с. 425. Известия по Казанской епархии. — 1885, № 24, с. 913. — 1887, № 18, с. 458. — 1912, № 16, с. 517. Странник. — СПб., 1879, кн. 3 (подробная биография).

Н. Д[урново]. Девятисотлетие русской иерархии 988—1888. Епархии и архиереи. — М., 1888, с. 58, 59, 72. Полный православный богословский энциклопедический словарь: в 2 т. // Изд. П. П. Сойкина. — СПб., б. г., т. 1, с. 239, 475, 476; т. 2, с. 1634. Православная богословская энциклопедия или Богословский энциклопедический словарь: в 12 т. // Под ред. А. П. Лопухина и Н. Н. Глубоковского. — СПб., 1900—1911, т. 1, с. 1090; т. 3, с. 299—301. Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: в 41 т. — СПб., 1890—1907, т. 5-а, с. 920.