Виницкий Александр Иосифович

(род. 1950) — российский гитарист, композитор, музыкальный педагог.

Лауреат международных конкурсов.

Выпускник Российской академии музыки им. Гнесиных.

Преподает в Государственном музыкальном училище им. Гнесиных классическую гитару, выступает с сольными концертами, пишет музыку для гитары, проводит семинары и мастер-классы по теме "Классическая гитара в джазе". Участвует в международных фестивалях гитарной и джазовой музыки, успешно выступает за рубежом и в крупных городах России.

В концертных программах Александра Виницкого звучат авторские композиции, сочетающие в себе разные стили, а также аранжировки музыки Гершвина, Жобима, Бонфа, Жильберто, Пауэла, Портера, Роджерса и др. композиторов.

Записал 7 дисков.

Публикует свои произведения в крупных музыкальных издательствах мира. Неоднократно был председателем и членом жюри международных конкурсов классической гитары во Франции, Польше, России.

Из артистической биографии: Александр Виницкий родился в 1950 году в г. Омске. В его семье всегда любили музыку.

Будучи еще подростком, под влиянием старшего брата Виктора, который играл на саксофоне, он заинтересовался джазом и стал заниматься на трубе в музыкальной школе. Но однажды Александр взял в руки гитару отца и попытался сыграть на ней… После этого он уже не расставался с ней. Обучаясь сначала у случайных учителей, он овладел начальными приемами игры на классической гитаре с нейлоновыми струнами.

Одновременно он начал играть в танцевальных ансамблях на электрогитаре.

Александр много слушал музыку, ходил на концерты.

Он учился так же по магнитофонным записям, "снимая" понравившиеся темы, импровизации, аккорды у великих музыкантов, осваивая их стиль игры. Его "магнитофонными учителями" стали: Дж. Пасс, Вес Монтгомери, Дж. Бенсон, Дж. Холл, Ч. Бэрд. Так же его вдохновляла игра джазовых пианистов Д. Брубека, О. Питерсона, Б. Эванса, Э. Гарнера, саксофонистов П. Дезмонда, С. Гетца, Дж. Малигана и многих других.

Особенно его привлекала музыка в стиле боссанова.

После окончания школы, он поступает в политехнический институт.

Но в это же время занятия музыкой принимают еще более интенсивный характер.

Александр занимается на классической гитаре, играет в разных составах на электрогитаре джазовую и танцевальную музыку.

Руководит институтским ансамблем, куда входит инструментальный и вокальный квартет.

Пишет аранжировки.

Пытается аранжировать для классической гитары джазовые мелодии.

Вместе со старшим братом саксофонистом он играет в разных составах, выступает на джазовом фестивале в Новосибирске, Свердловске.

В 1974 году его призывают в армию, где он служит в оркестре, играя на бас гитаре, часто выступает с концертами как классический гитарист.

После демобилизации Александр поступает в Свердловское музыкальное училище, в класс классической гитары к преподавателю Деруну В.М. Во время учебы он не прерывает концертной деятельности , выступает на радио и телевидении, создает городской гитарный и джазовый клуб. В 1980 году Александра приглашают работать в Омский драматический театр в качестве музыкального руководителя. 5 лет он провел в творческой атмосфере театра, создав музыкальное оформление и звуковые эффекты к более чем 30 спектаклям и сочинив к 7 из них свою музыку.

Благодаря владению широким спектром музыкальных стилей и постоянно меняющемуся характеру работы, он становится универсальным музыкантом.

В 1985 году Александр знакомится с Еленой Камбуровой, которая приглашает его работать в Москву, в ее группе в качестве гитариста и аранжировщика.

Он переезжает в Москву.

В 1986 году поступает в Российскую музыкальную Академию им. Гнесиных на факультет эстрадного искусства к преподавателю по гитаре профессору Н. А. Комолятову.

Изучая джазовую гармонию и аранжировку у Ю. Чугунова, историю джаза у профессора Е. В. Овчинникова, Александр занимается классической музыкой на гитаре со своим педагогом по специальности.

Дело в том, что в это время не было педагога-гитариста, играющего джазовую музыку.

Работая с Еленой Камбуровой, он делает аранжировки многих песен, некоторые из которых вошли в альбом "Да осенит тишина", изданный фирмой "Мелодия" в 1987 году. Работая с Еленой Камбуровой, он сочиняет музыку для гитары и пишет концертные композиции в джазовом стиле на темы А. К. Жобима, Дж. Гершвина, Р. Роджерса, Дж. Завинула и др. Таким образом, к этому времени сложилась авторская программа, которая состояла из музыки в разных джазовых стилях.

В 1988 году Александр впервые выступает с такой программой на польском фестивале классической гитары в Люблине.

Он серьезно занимается аранжировкой на гитаре.

Особенностью игры Александра Виницкого стало использование "шагающего" баса и ритмических структур на протяжении всей композиции одновременно с мелодическими линиями.

Большой палец выполнял функцию контрабаса.

Остальные пальцы были как бы музыкантами ансамбля.

В своей игре он добивается постоянной пульсации и проведение мелодических линий. Исполняемая им музыка звучала так, как будто играет трио. Такой стиль иногда называют "fingerstyle". Для осуществления этих идей была необходима серьезная классическая школа, знание инструмента и солидный "багаж" джазовой музыки.

Александр стал выступать на джазовых фестивалях и фестивалях классической гитары со своей новой программой (Петрозаводск, Екатеринбург, Донецк, Киев, Воронеж и др.). В 1991 году фирма "Мелодия" выпускает его первый сольный альбом "Зеленый тихий свет", в который вошли его композиции: "Путешествие во времени", "Зеленый тихий свет", "Жду известий", "Метаморфозы", а так же аранжировки мелодий А.К. Жобима, Л. Бонфа, пьесы Л. Альмейды.

В 1993 году Александр уезжает в Польшу, где работает сначала в Щецине в Центре культуры молодежи, а затем в Кракове.

В Польше он занимается концертной, преподавательской и композиторской деятельностью.

Щецинское телевидение записывает сольный концерт Александра, который многократно транслируется по польскому телевидению.

После выступления на одном из фестивалей в Польше, французское издательство "LEMOINE" предлагает издать его сочинения.

Александр подписывает свой первый контракт и в 1995 году выходят два нотных альбома Александра — "Lonely Voice" и "On the Way to Jazz" ("Одинокий голос" и " На пути к джазу"). Вскоре он записывается в Кракове на фирме "Paganini" и в 1996 году выходят две сольных аудио кассеты "Braziliana"и "Green soft light". Краковское издательство "Marcus" публикует сразу 4 авторские работы: "Moja gutara-1", "Moja gitara-2", "8 обработок для гитары произведений Ф. Шуберта, Р. Штрауса, Л. Бетховена и др. "Рождественские песни для 2-х и 3-х гитар". В Кракове Александр часто выступает в известном джазовом клубе "У Муниака". Его приглашают в жюри Краковского фестиваля, где он так же выступал с сольными концертами и мастер-классами.

В 1996 году Александр возвращается в Москву и продолжает выступать с концертами, на фестивалях, писать музыку.

В 1996 году бельгийское издательство "IMPRIMUS" издает его Детскую джазовую сюиту "Карусель". В 1997 году известная французская фирма "GUITAR PLUS" выпускает сольный компакт-диск Александра "Guitar in Russia. Alexander Vinitsky" vol.25. В этот диск вошли авторские композиции и аранжировки в стиле боссанова известных мелодий А.К. Жобима, Л. Бонфа, Ж. Жильберто, Ч. Бэрда. В этом же году Александр записывает в Израиле второй компакт диск, который он назвал "Yellow Camel". Этот диск выпущен фирмой "Landy Star" (Москва) в 2000 году. В 1998 году он записывает новый альбом с саксофонистом Олегом Киреевым "Romantics of Jazz", который выпущен фирмой "Landy Star". В 1999 году издательство "Музыка" выпускает два нотных сборника: "Джазовые этюды и упражнения" и "Блюзы и джазовые прелюдии". В 2000 году издательство "Престо" выпускает сборник "Детский джазовый альбом". Этот альбом входит в авторскую образовательную систему Александра Виницкого, которая давно работает в форме семинаров "Классическая гитара в джазе". Эти семинары Александр Виницкий проводит в России и за рубежом.