Воротников Павел Максимович

— композитор; родился в 1804 году; учился во втором кадетском корпусе, был выпущен оттуда корнетом в новгородский кирасирский полк, с которым принимал участие в польской кампании 1831 года. Будучи адъютантом командира 2-го резервного кавалерийского корпуса, он имел случай познакомиться с А. Ф. Львовым, под руководством которого и занимался музыкой.

В 1843 году В. был назначен учителем пения в придворную певческую капеллу.

Позже состоял учителем пения в первом московском кадетском корпусе и надзирателем тифлисской дворянской гимназии.

Умер в 1876 году. Из духовно-музыкальных сочинений Воротникова известны: "Ныне силы небесные", "Разбойника благоразумного", написанные для трех голосов; "На реках Вавилонских", "Свете тихий", "Ныне отпущаеши" и многие другие, написанные для четырех голосов.

В. составил собрание русских народных песен на четыре голоса и аранжировал отдельные песни на три, четыре, пять голосов.

Известно также его собрание 80-ти русских народных песен, в 3-х частях.

В "Трудах 1-го археологического съезда в Москве", В. поместил статью под заглавием: "Заметка по поводу рассуждений о гармонизации церковно-русской мелодии". M. П. {Брокгауз} Воротников, Павел Максимович — род. 1810 в Ревеле, ум. 1876 в Москве, учился во 2 кадетском корпусе в СПб. и здесь пел в церковном хоре; будучи офицером Новгородского кирасирского полка, руководил его хором и основал школу полковых регентов.

В 1843—учитель пения Придворной певческой капеллы и Екатерининского Института.

До 1848 по поручению А. Ф. Львова занимался также переложением церковных песнопений на 4 голоса (см. Львов). В 1854 жил в Елизаветграде, где устраивал музык. собрания и концерты; в 1860 в Одессе; затем обучал полковой оркестр близ Елизаветграда, и в 1863, предполагая получить в заведование классы хорового пения И. Р. М. О., переселился в Москву, но, не достигнув желаемого, занял место учителя пения во 2-й Военной гимназии.

В. собирал также русские народные песни и перекладывал их для хора (изданы 2 сборника и до 80 отдельных №№, у Юргенсона).

Переложения эти не всегда выдержаны в духе народной песни. Самым важным делом В. нужно признать гармонизацию церковных песнопений под ред. Львова, что натолкнуло В. на изучение древнерусского церковного пения и способов его гармонизации (см. его статью об этом в "Трудах I Археологического съезда в Москве"). Из духовных сочинений В. известны более других: "Свете тихий", "Благообразный Иосиф", "На реках вавилонских" и др. (П.). {Риман}