Вронский Евгений Алексеевич

[29.12.1882 (10.1.1883), с. Сорочинское Самарской губ., ныне г. Сорочинск Оренбургской обл. — 30.4.1942, Тбилиси] — арт. оперы (лирич. баритон), режиссер и педагог.

Нар. арт. ГССР (1941). Род. в семье мирового судьи. С детства увлекался музыкой, т-ром, участвовал в любительских спектаклях.

Окончив в 1902 астрахан. реальное уч-ще, поступил во Львов. политехнический ин-т, где проучился два года. В этот период принимал участие в студенческих спектаклях, исп. в концертах арии из опер и рус. нар. песни. В 1904 по совету композитора и пианиста И. Падеревского отправился с его рекомендательным письмом в Милан к проф. А. Пасхалис ди Суверестро.

В 1907 вместе с учителем переехал в Дрезден, где продолжил обучение пению до 1908. В том же году выступил в партии Вагнера ("Мефистофель") в Монте-Карло, где был партнером Д. Смирнова и Ф. Шаляпина.

Вернувшись в Россию, подготовил в Москве оперные партии под рук. дирижера Б. Плотникова.

В 1909—11 выступал в труппе моск. Сергиевского Нар. дома, в сезонах 1911/12 — в Одесской опере (антр. М. Багрова), в 1912/13 — в Тифлис. опере, в 1913—14 — в Екатеринбурге, в 1914— 15 — в Житомире, Минске и петрогр.

Нар. доме, в 1915—49 солист Тифлис. оперы (антр. С. Евлахова).

Летом 1912 с антр. М. Медведева выезжал на гастроли в Кишинев.

Николаев, Херсон.

Винницу, Луганск, Кременчуг, а также в Румынию.

Обладал голосом мягкого тембра, большой музыкальностью, ему были свойственны природный артистизм и актер. обаяние. "Евгений Алексеевич Вронский принадлежал к той категории артистов, которые, создавая новые образы, внутренне перевоплощаясь, растворяются в музыкальном образе, подчиняясь всем движениям музыкального рисунка и его логической правде" (Н. Бахуташвили)*. В репертуар певца входило ок. 20 партий. 1-й исп. партии: Мюрата ("В 1812 году"), Он ("Любовь и преступление"; в Екатеринбурге — Рейса ("Девушка с Запада"), Лучшие партии: Демон ("Демон" А. Рубинштейна), Князь Игорь, Онегин, Елецкий, Грязной, Фигаро ("Севильский цирюльник" Дж. Россини), Валентин ("Фауст"), Амонасро, Скарпиа.

Др. партии: Мизгирь ("Снегурочка"), Мазепа ("Мазепа" П. Чайковского), Роберт ("Иоланта"), Курлятев;

Невер, Риголетто, Жермон, Меркуцио, Тонно, Эскамилио.

Партнеры: К. Брун, Е. Ковелькова, А. Пасхалова, М. Риолли-Словцова.

Пел п/у А. Пачовского, И. Палиева, С, Столермана.

В 1919 по состоянию здоровья переехал из Тифлиса в Батум, где в 1922 организовал оперную студию, в к-рой был режиссером, певцом и директором.

Здесь под рук. В. была поставлена опера "Евгений Онегин", в к-рой он исп. заглавную партию.

С 1925 до конца жизни вел пед. деят-сть в Тбилис. конс. (с 1932 проф., в 1935—42 зав. кафедрой сольного пения). В 1926 был в числе основателей Оперной студии в Тбилиси.

Один из создателей груз. вокальной школы, воспитал целую плеяду оперных певцов и педагогов-вокалистов.

Ученики: Д. Андгуладзе, Д. Бадридзе, Н. Белакнели, Д. Гамрекели, В. Канделаки, Г. Кипиани, Б. Кравейшвили, Н. Ованесян, В. Хамашуридзе, Н. Харадзе, Е. Хиджакадзе, В. Хмаладзе, Г. Шмальцель, Е. Эпиташвили.

Вел также научно-исслед. работу.

С 1930 член-корр. вокальной секции ГИМНа. Принимал участие во всесоюзных конференциях по вокальному образованию в Москве (1937, 1941). Организовал также республ. вокальную конференцию.

Соч.: Недочеты в голосе и их исправление // Материалы всесоюзной конференции по вокальному образованию, 1940. — М.; Л., 1941. С. 109— ИЗ; Певческое дыхание (рук., 1930); Записки по методике постановки голоса и исправлению его недочетов (рук.). Лит.: Шавгулидзе Г. В. Дни и годы Тифлисского оперного театра. — Тбилиси, 1936. С. 42; Бахуташвили Н. К.* Ряднов, Бахуташвили-Шульгина, Вронский: Очерки по истории вокального образования в Грузии. — Тбилиси, 1959; Кравейшвили Б. Незабываемое: Записки певца. — Тбилиси, 1970. С. 38—50; Атанелов И. X. Исполнительская деятельность и вокально-педагогические принципы Д. Я. Андгуладзе и его учеников. (Диссертация, машинопись, 1976) — в ГБЛ. С. 18—19.