Якулов Георгий Богданович

(1884—1928) — художник и театральный декоратор.

Род. в Тифлисе, средней школы не окончил (был исключен), затем учился некоторое время в Школе живописи, ваяния и зодчества.

Японскую войну (1904—05) провел на Дальнем Востоке.

Впервые выставлялся в 1906 ("Т-во московских художников"), впоследствии, вплоть до 1917, участник выставок "Мира искусства", за границей — в Вене (Сецессион, l909) и в Берлине (Осенний Салон, 1913). Работал у Делоне; изучал средневековых итальянских мастеров, стремясь на анализе произведений китайских художников и раннеевропейского искусства создать новый азиатско-европейский метод в искусстве: все станковые вещи Я. служат как бы иллюстрацией этих его исканий, вызывая в памяти то мотивы Востока ("Петухи", "Эксцентрики", "Бал Бюлье" и т. д.) то формы западного искусства ("Бой", "Ломбардия", "Бедный Рыцарь" и др.). Война 1914 прервала работы Я. до 1917, когда он, после тяжелого ранения, возвратился в Москву.

Это было начало бурных исканий в области театрального искусства, и здесь роль Я. как новатора велика.

Почти каждая из 20 его постановок своеобразно разрешала какую-либо определенную проблему.

Начиная с "Обмена" Клоделя (Камерный театр, 1918), театральные искания получили уже некоторое теоретическое обоснование: сценическая площадка сознательно включалась в игру, свет превращен в действенный фактор спектакля, и все оформление строилось на принципе конструкции.

Я. дифференцировал для каждого вида спектакля (оперы, балета, трагедии и пр.) каноны художественной экспрессии и монтажа в противовес старому театру, который все виды оформления сводил к приемам ренессансного оперного рампового театра.

Я. проводил резкую демаркационную линию между живописью как таковой и театрально - декорационным искусством, формулировав распространенное ныне положение: "живопись оперирует с плоскостью и цветом, театр с пространством и светом". Особенное значение имеют принципиальные постановки Я.: трагедии "Эдип", "Вечный жид" (студия "Габима"), "Принцесса Брамбилда", оперетта "Жирофле Жирофля" (московский Камерный театр) и опера "Риенци". Одной из последних работ Я. была постановка балета "Стальной скок" (С. Прокофьева) в Париже у Дягилева (1926), повторенная на сцене Grand Opera. Своим капитальным трудом Якулов считал проект памятника "Двадцати шести комиссарам" в виде огромной спирали (синтез гор Закавказья и поступательного движения революции), получивший 1-ю премию на плебисците в г. Баку и печатный диплом "вне конкурса" на Международной выставке декоративных искусств в Париже (1925). Я. принимал участие в Комиссии ВЦИК по выработке условий конкурса на постройку мавзолея В. И. Ленина, работал над проектом "Красного стадиона" на Ленинских (б. Воробьевых) горах в Москве, и др. Статьи Я. по вопросам искусства разбросаны в различных журналах (среди них наибольший интерес представляет статья "Голубое солнце" в сборнике "Альциона", Москва, 1913). Лит.: Гиляровская Н., Театрально-декорационное искусство за пять лет, Казань, 1924; ее же, Декоративное искусство за 12 лет (1917—1929), "Искусство", М., 1929, № 7—8; Масленников H. H., Художник в театре, Москва, 1930; Лопатинский Б., Монтаж московских театров, "Русское искусство", Москва—Ленинград, 1923, № 2—3. Я. Гиляровская.

Якулов, Георгий Богданович Род. 1884, ум. 1928. Художник-футурист.

Автор костюмов и декораций для Камерного театра в Москве, антрепризы С. П. Дягилева в Париже и др.