Заменгоф Лазарь Людвиг

— основатель языка "эсперанто", род. в Белостоке в 1859 г. Как отец, так и дед З. были учителями французского и немецкого языков, причем дед З., Фабиан З., был вообще пионером образования и культуры среди белостокских евреев.

В 1873 г. отец З. преподавал в Варшаве немецкий яз. в Ветеринарном институте и реальном училище, будучи одним из трех евреев, допущенных в то время преподавателями в казенные учебные заведения.

С 1884 г. д-р медицины, З. известен благодаря изобретенному им универсальному языку "эсперанто". Мысль о необходимости международного языка возникла у З. под влиянием тех условий, в которых жили евреи в Белостоке, где население говорило на четырех разных языках и где ввиду этого постоянно происходили недоразумения.

В 1878 г. Заменгоф конструировал нейтральный язык на основании германо-романских корней современных европейских языков, но лишь в 1887 г. ему удалось после продолжительных бесплодных поисков издателя выпустить свою первую посвященную международному языку брошюру под псевдонимом "доктора Эсперанто", обратившую на себя широкое внимание.

Уже в 1888 г. общество волапюкистов в Нюрнберге прекратило свое существование и там возник первый клуб эсперантистов.

В 1891 г. таковой же клуб создался в Упсале (Швеция), позже в С.-Петербурге, Одессе и др. В 1897 г. в пользу эсперанто высказались Франция и Дания, а в следующем году возникли общества эсперантистов в Брюсселе и Стокгольме.

В 1901 г. на это движение откликнулся и Монреаль (Канада).

Число лиц, ныне пользующихся этим языком, достигает нескольких сот тысяч; на нем целая литература: свыше 20 журналов, как общих, так и специальных (напр. для слепых, посвященный римско-католической пропаганде, социалистический и др.), переведено несколько пьес Шекспира; язык эсперанто начинает проникать и в международные коммерческие сношения. — Одно время З. был сионистом, и по его инициативе основан первый сионистский кружок в Варшаве ("Друзья Сиона"). В 1901 г. З. выпустил на русском языке брошюру "О гиллелизме" как средстве к разрешению евр. вопроса: иудаизм должен реформироваться и превратиться в "гиллелизм", другими словами, в чистый монотеизм, не признающий иного закона, кроме закона любви к ближнему.

Новая евр. секта, впрочем, не отрицает древних установлений и обрядов, но лишь как требования традиции, а не религиозного закона. [По J. E., XII, 632]. {Евр. энц.}