Журавленко Павел Максимович

[29.6 (11.7).1887, д. Никаноровка Елисаветградского у. Херсон. губ., ныне Кировоград. обл. — 28.6.1948, Ленинград] — арт. оперы (бас), оперетты и режиссер.

Нар. арт. РСФСР (1939). Род. в крестьянской семье. По окончании Елисаветград. нар. уч-ща работал писцом в окружном суде. В 1905 учился пению в Елисаветграде, с 1906 жил в Москве, где брал уроки пения у А. Секар-Рожанского.

В 1911 дебютировал в партии Варсонофьева ("Хованщина") в Казани (антр. М. Максакова).

В 1912—18 солист петерб.-петрогр.

Т-ра муз. драмы, в 1918—48 — ГАТОБа и МАЛЕГОТа.

Обладал мощным, ровным во всех регистрах голосом, отличавшимся гибкостью и подвижностью. "У него артистический ум, т. е. ум интуитивный.

Работая над каждой новой партией, он как бы всем существом своим врастает в нее... Это актер радостной детской улыбки, это актер душевного тепла и человечности..." (В. Раппапорт)*. Наиболее ярко проявил свое дарование в острохарактерных комедийных и сатирич. партиях.

Создал целую галерею (ок. 100) разнохарактерных худож. образов. 1-й исп. партий: Николая Болконского ("Война и мир", 2-я ред.), Шептуна ("Лед и сталь"), Доктора ("Броненосец "Потемкин""), Ковалева ("Нос"), Михея ("Князь-озеро"), Василия Шуйского ("Комаринский мужик"), Милюкова ("Двадцать пятое"), Черевика ("Сорочинская ярмарка"; инструментовка Ц. Кюи); в Петрограде — Барона ("Скупой рыцарь"), Приора ("Беатриса"); в СССР — Челия ("Любовь к трем апельсинам"), Барона Окса ("Кавалер роз"), Колумба ("Колумб"), Мадрацьо ("Испанский соловей").Лучшие партии: Фарлаф, Варлаам, Иван Хованский, Лепорелло ("Каменный гость" и "Дон Жуан"), Барон ("Скупой рыцарь"), Додон. Салтан, Черевик, Собакин, Дед Мороз, Сашка, Дон Базилио ("Севильский цирюльник" Дж. Россини), Осмин, Фальстаф ("Фальстаф"; современники отмечали блестящее исп. виртуозной баритоновой партии).

Др. партии: Мельник ("Русалка" A. Даргомыжского), Гудал ("Демон" А. Рубинштейна), Выборный, Пимен, Скула, Еремка, Варяжский гость, Гремин, Рене ("Иоланта"); Дон Бартоло ("Севильский цирюльник Дж. Россини), Мефистофель ("Фауст"), Лоренцо ("Ромео и Джульетта"), Спарафучиле, Цунига, Санчо Панса, Бургомистр, Погнер;

Мендозо, Боженко, Священник ("Леди Макбет Мценского уезда"). Партнеры: Л. Андреева-Дельмас, Н. Большаков, Р. Горская, Н. Ермоленко-Южина, И. Ершов, B. Луканин, А. Мозжухин, Ф. Шаляпин (в 1918— 21 постоянный партнер; великий певец проходил с Ж. партии Токмакова, Элиакима, Санчо Пансы и Дона Бартоло).

Пел п/у В. Бердяева, М. Бихтера, В. Дранишникова, А. Коутса, Э. Купера, Н. Малько, Д. Похитонова, С. Самосуда, Г. Фительберга, Б. Хайкина, Ф. Штидри.

Выступал в опереттах "Птички певчие" Ж. Оффенбаха (Губернатор), "Нищий студент" К. Миллекера (Оллендорф), "Там, где жаворонок поет" Ф. Легара (Паль). Принимал участие в концертах в составе трио "Три Ко" (вместе с В. Войтенко, Н. Закопайко).

В годы Великой Отечественной войны выступал перед красноармейцами на фронте.

В камерный репертуар входили произв.

А. Даргомыжского, П. Чайковского, Л. Бетховена, Ф. Шуберта и др. композиторов.

В 1938 поставил (вместе с Я. Милешко) оперу "Шоре" Г. Фарди на сцене Ленингр. т-ра оперы и балета им. С. М. Кирова (1-я ред.). В 1930-х гг. записывался на грампластинки (нек-рые архив. записи Ж. — в ГЦММК). Награжден орденом Трудового Красного Знамени (1939). Соч.: Театр и пресса // Рабочий театр. 1925. № 41. С. 12—13; О работе оперного певца // Там же. 1937. № 5. С. 36; Из записок певца-актера // Искусство и жизнь. 1941. № 3. С. 27; Записки артиста // За сов. искусство. 1945. № 5, 7, 10, 14, 17; 1946. № 4; Дед Михей // Там же. 1947. № 15. С. 3; Две роли // Веч. Ленинград. 1946. № 17. С. 3. Лит.: Раппапорт В.* Актер радостной улыбки // Рабочий и театр. 1925. № 41. С. 13; К-ий П. Культурный певец // Там же. С. 12— 13; Mазинг Б. П. М. Журавленко // Красная газета.

Веч. вып. (Л.). 1933. № 6; А. Н. Островский и русские композиторы: Письма. — М.; Л., 1937. С. 248—249; Ольховский Е. Мастера оперной сцены // Искусство и жизнь. 1940. № 3; Памяти П. М. Журавленко // Сов. искусство. 1948. № 28. С. 4; Левик С. Ю. Записки оперного певца. — 2-е изд. — М., 1962. С. 440, 647—651; Дрейден С. Музыка — революции. — М., 1970; Юдин Г. Я. За гранью прошлых дней: Из воспоминаний дирижера. — М., 1977; Асафьев Б. Ваятель жеста // Федор Иванович Шаляпин: Статьи и высказывания. — М., 1979. С. 128; Поплавский П. Под звуки волшебной флейты // Театр. жизнь. 1971. № 16. С. 19; Вельтер Н. Л. Об оперном театре и о себе. — Л., 1984. С. 82, 90.