Журавлев Виталий Васильевич

(р. 26.05.1931) — спец. в обл. соц. филос., культурологии и политол.; д-р филос. наук, проф. Род. в с. Владимировка Оренбургской обл. Окончил ист. ф-т Оренбургского пед. ин-та (1953), асп. кафедры филос. МШИ им. В.И.Ленина (1956). Преподавал филос. в Ростовском пед. ин-те (1956—1968), являлся зав. кафедрой в ИПК при Рост. ун-те (1968—1982); с 1982 — проф. кафедры филос. ВКШ при ЦК ВЛКСМ, затем зав. кафедрой филос. Ин-та молодежи, по совм. проф. кафедры соц.-полит. теорий ИППК при МГУ. Докт. дисс. — "Основные закономерности коммунистического общественного сознания" (1966). Действ. чл. Росс. Академии гуманит. наук (с 1995), заслуженный деятель науки РФ. Работы Ж. посвящены теории обществ. сознания и дух. жизни, методол. соц. познания, художеств. культуре и эстетич. воспитанию; им иссл. структура обществ. сознания, его формы, уровни, состояния, разрабатывались методол. основания типологии обществ. сознания.

В трактовке Ж. относительная самостоятельность обществ. сознания — это его способность развиваться по своим внутр. законам.

В свою очередь, последние Ж. разделяет на отраженные законы обществ. бытия и законы отражения обществ. бытия. Обоснование этой т. зр. Ж. сопровождает критикой, с одной стороны, вульгарно-социол. редукционизма, отрицающего относительную самостоятельность обществ. сознания, а с др. — отождествления относительной самостоятельности дух. явлений с иллюзиями, их абсолютной самостоятельности, питавшими на протяжении истории дух. культуры многие концепции ее полной суверенности и самодостаточности.

Воспроизводя осн. формы обнаружения относительной самостоятельности обществ. сознания, Ж. различает ее гносеол. и социол. аспекты.

Гносеол. аспект — логика дух. освоения мира в специфике разл. способов его: теор. (наука, филос.) и дух.-практич. (мораль, искусство).

Социол. аспект — функционирование обществ. сознания в соц. времени и пространстве, детерминированность дух. ценностей настоящего прошлым уровнем культуры, преемственность в ее развитии.

Наконец, считает Ж., обществ. сознание относительно и в том смысле, что нет содержательного и синхронного совпадения в темпе его движения и движения социума.

Отд. элементы дух. сферы сохраняются в данной системе культуры как реликты предыдущих времен, др., наоборот, как бы обгоняют свое время, выступают дух. вестниками будущего.

Ж. утверждает, что обществ. сознание, будучи относительно самостоятельным, сохраняет определ. ист. координаты.

В то же время обществ. сознание относительно самостоятельно, обладая неисчерпаемым творч. потенциалом, выполняя проективную и опережающую функции.

В обл. политол.

Ж. исследует проблемы методол. науки о политике, особенностей совр. полит. процесса, взаимодействия культуры и рынка, обосновывает идею о необходимости новой культурной политики в совр. росс. об-ве. Соч.: Марксизм-ленинизм об относительной самостоятельности общественного сознания.

М., 1961; Общественное и индивидуальное сознание.

М., 1963; Проблемы духовной жизни общества.

Ростов-на-Д., 1972; Методологические проблемы научного коммунизма.

Ростов-на-Д, 1979; О прогрессе художественной культуры // ВФ. 1983. № 7; Мир художественной культуры.

М., 1987; Функции социальной психологии // Теоретическая и прикладная социальная психология.

М., 1988; Духовный прогресс общества и личности при социализме.

М., 1989; Социалистическая идея в контексте современности // Социально-политические науки. 1991. № 7; Культура и рынок. [В соавт.] // Русская культура на пороге III тысячелетия христианства.

М., 1993 (на англ. яз.); Социальная философия.

Уч. пос. (отв. редактор и соавтор).

М., 1995; Философия.

Уч. пос. (отв. ред. и автор ряда глав). М., 1996; Человек.

Культура.

Политика.

М., 2000 (отв. ред. и соавтор).