Зизаний Лаврентий

(носил еще фамилию Тустановский) — исповедник и проповедник святой православной веры, протоиерей.

По происхождению литовец, жил в конце XVI и в начале XVII столетия.

Образование получил в самой знаменитой в то время Львовской братской школе в конце 80-х годов XVI столетия.

По окончании образования он в течение 10 лет (1592—1602 гг.) был учителем в Львовской, Брестской и Виленской братских школах, а также в домах знатных западноруссов (князей Соломирецких и Острожских в Ярославле Галицком).

С 1612 г. был священником (и потом протоиереем) в г. Корце на Волыни.

З. известен был, как ревностный защитник православия, муж благоговейный, "словеснейший" дидаскал и вития, изучивший духовные и светские науки, в совершенстве знавший греческий язык, литератор и переводчик.

Гонимый поляками, разорившими церковь, при которой он служил, и отнявшими у него имение, он лишен был возможности предаться спокойным ученым работам, чем занимался приблизительно с 1620 г. в Киеве, состоя в ученом кружке архимандрита Елисея Плетенецкого.

В апреле 1626 г. З. был в Путивле за милостыней, затем прожил 7 недель в Киеве у митрополита, 7 июня того же года прибыл в Москву и был принят царем и патриархом, причем поднес им свои сочинения.

В начале 1627 г. З. передал патриарху Филарету тетради составленного им на "литовском" (западнорусском) языке "Большого катехизиса", тогда же переведенного на славянский язык Богоявленским игуменом Илиею и напечатанного.

Однако, вследствие незнания переводчиком западнорусского языка, перевод получился неточный и неправильный, — что и выяснилось на бывшем "прении" протоиерея З. с переводчиком и справщиком.

Обличаемый в неправославии (рационализме, католицизме и протестантизме), З. 19 февраля 1627 г. покинул Москву, и дальнейшая судьба его неизвестна; "Катехизис" же не был допущен к употреблению (может быть, был сожжен патриархом); сохранившиеся немногие экземпляры его не имеют выходного листа. Не получив церковного признания, катехизис распространен был в списках, с приложением бывшего "Прения" о нем, и пользовался большим уважением у старообрядцев, трижды напечатавших его в Гродне (в 1783, 1787 и 1788 гг.) и переиздавших его в Пскове в 1874 г. Раскольники находят в нем опору своим толкам, направленным против православной церкви.

Кроме "Большого Катехизиса" и "Ответа" (прения) в за щиту его, Лаврентий З. составил еще "Славянскую азбуку" с молитвословом и лексиконом и первую "Славянскую грамматику" (обе напечатал в Вильне в 1596 г.): "Наука ку читаню и разумению писма словенскаго, туты-жь и о Св. Троице и вочеловечении Господни, и лексис, сиречь речения вкратце собраны и из словенскаго языка на простый русский диалект истолкованы" (богословский трактат составлен Стефаном Зизанием).

Ему же принадлежат еще: "Толкование молитвы "Отче Наш", со статьею о превечном бытии Христовом, о божестве и воплощении (Вильна, 1596 г.) и перевод "Толкования на Апокалипсис св. Андрея Кесарийского" (изд. 1625 г.). Кроме того, он же участвовал в переводе "Бесед св. И. Златоуста на послание апостола Павла" (издание 1623 г.). Харлампович, "Малоросс. влияние на великорусск. церковную жизнь", т. I, 1914, стр. 103—110. — Рукопись Архива Св. Синода № 1665. — Филарет, "Обзор духовной литературы". — Соловьев, "История России", т. II. — Пекарский, "Наука и литература при Петре". — Евгений, "Словарь писателей духовного чина". — "Руковод. для сельских пастыpeй, 1865 г., №№ 29—31. К. Здр—в. {Половцов} Зизаний, Лаврентий (Тустановский) — протоиерей, известный западно-русский ученый.

Первоначально был преподавателем в Львовском братском училище, откуда в 1592 г. перешел в Брест, затем в Вильну, где в 1596 г. издал азбуку и славянскую грамматику; был воспитателем у кн. Александра Конст. Острожского в Ярославле Галицком.

Приехав в 1626 г. в Москву, он представил митр. Филарету рукопись своего катехизиса, с просьбой ее исправить.

Патриарх поручил исправление богоявленскому игумену Илье и справщику Григорию Онисимову, причем, по поводу некоторых спорных мест, у Лаврентия З. было с ними собеседование, окончившееся отказом его от всех тех мнений, которые были заподозрены московскими цензорами.

Прение о катехизисе напечатано Тихонравовым в "Летописи русск. литер. и древн." (кн. IV, отд. II, и отдельно Общ. Люб. Др. Письм., СПб. 1878 г. № XVII). Нельзя утверждать, что катехизис З. попал в обращение, хотя и был напечатан в 1627 г. Патр. Филарет не решился выпустить его в свет, ибо эта книга была не выражением веры тогдашней православной церкви, а лишь "сочинением одного литовского протопопа, исправленным двумя московскими грамотеями" (митр. Макарий, "История русской церкви", т. 11, стр. 50—59). В. П. {Брокгауз} Зизаний, Лаврентий корецкий протопоп, сост. катехизиса (Вильна, 1596). {Венгеров} Зизаний, Лаврентий протоиерей в г. Корце (на Волыни), составитель первой славянской грамматики, изд. в Вильне 1596 г. {Половцов}