Абрамян Левой Арутюнович

(р. 11.03.1928) — спец. в обл. теор. филос. фундам. проблем ист.-филос. науки; д-р филос. наук, проф. Род. в г. Ахалкалаки (Грузия).

Окончил филос. ф-т МГУ (1950) и там же (экстерном) асп. (1953). Работал в ИФП АН Арм.ССР, в ряде ереванских вузов; многие годы и в наст. вр. преподает на филос. ф-те Ереванского гос. ун-та. Докт. дисс. — "Гносеологический анализ основных понятий семиотики" (1968). В работах А. по теории науч. знания предприняты попытки освоения гносеол. проблематики, порожденной новейшим развитием логики и лингвистики.

Многим его трудам свойственна полемическая направленность — против филос. притязаний обыденного рассудка.

Дается гносеол. анализ осн. понятий семиотики, прежде всего знакового значения; обосновывается референциальный взгляд на его природу; подвергаются критике его субстанционалистские истолкования.

Характеризуется методол. совр. структурализма; раскрываются взаимоотношения между общенауч. понятием структуры и филос. категорией формы; отвергается мнение о необходимости замены филос. подхода структуралистским.

Разрабатывается концепция идеального; утверждается реальность идеальных явлений; ставится на обсуждение интерпретация "реальности" как понятия, имплицитно содержащего в себе указание на способ бытия. В ряде трудов исследуются коренные проблемы кантовского наследства; подвергаются критике нек-рые освященные традицией упрощенные трактовки; так, понятие "вещь-в-себе" рассматривается не в плане его разл., противоречащих друг другу значений, а в качестве нек-рого единства многообразия.

Отстаивается положение о непреходящей ценности класс. филос. наследия.

В ряде статей посл. десятилетия ставится задача осмысления соц.-полит. процессов в свете идей филос. истории.

Отдельная работа посвящена обобщению совр. опыта преподавания филос. дисциплин.

В серии беллетризированных очерков сделана попытка изложения истории этич. мысли — в форме писем о моралистах прошлого.

Соч.: Гносеологические проблемы теории знаков.

Ереван, 1965; Основные понятия семиотики // ВФ. 1966. № 10; Современное понятие структуры // Философские вопросы логического анализа научного знания.

Вып. 2. Ереван, 1971; Априоризм Канта // ВФ. 1972. № 10; Кант и проблема знания.

Ереван, 1979; Главный труд Канта. Ереван, 1981; Кантова философия математики.

Старые и новые споры. Ереван, 1987; О реальности идеального.

Ереван, 1989; Лекции по философии (Пропедевтический курс). Ереван, 1996; Письма о моралистах прошлого.

Ереван, 2001.