Артемов Вячеслав Михайлович - Биография

Артемов Вячеслав Михайлович

(р. 09.11.1954) — спец. по истории филос. и этике; д-р филос. наук, проф. Род. в пос. Кирово Донецкой обл. Окончил филос. ф-т МГУ (1980) и асп. того же ф-та (1983). С 1984 работал последовательно преп., ст. преп., доц. филос. кафедр во Всес. заочном инж.-строительном ин-те, в Горловском гос. ин-те иностр. языков, Моск. гос. открытом пед. ун-те. В качестве вед. н. с. был прикомандирован к кафедре этики филос. ф-та МГУ (1996—1998). С 1998 — доц., а с 2000 — проф. кафедры филос. Моск. гос. юрид. академии.

Докт. дисс. — "Свобода и нравственность в русском классическом анархизме" (1999). Осн. идеи и подходы А. связаны с иссл. проблем свободы и нравств. в их общей ист. и содержательной взаимосвязи, в том числе применительно к рус. класс. анархизму.

Теор. реконструкция данного феномена позволила ему не только максимально конкретизировать и обобщить вклад в анарх. концепцию свободы М.А.Бакунина, П.А.Кропоткина и Л.Н.Толстого, но и выявить своеобразный образовательный стержень, свидетельствующий о позитивном характере самоуправленческой парадигмы обществ. развития в целом. А. обосновывает определяющую роль в деле углубления и расширения свободы именно фактора морального влияния; он исходит из того, что свобода предполагает нравственно состоятельную устремленность личности на искоренение несправедливости и разл. рода преград не только на пути индивидуального самоутверждения, но и в плане восходящего развития об-ва. Им намечается стратегия формирования культуры свободы, особое место в к-рой отводится учительству (в широком смысле слова), призванному организовать сотрудничество всех здоровых сил и вместе с ними выступить субъектом духовно-нравств. прорыва в росс. об-ве. В качестве аксиол. обеспечения предлагаемого подхода обосновывается приоритетность и взаимосвязь таких ценностей, как нравственность, свобода, труд, справедливость, истина.

Их осуществление будет означать преодоление соц. хаоса и мыслится А. в парадигме целенаправленной самоорганизации осмысленной жизни. Соч.: Революционность мелкобуржуазного типа и проблема личности // Личность и общество в условиях совершенствования социализма.

Смоленск, 1985; Революционность мелкобуржуазного типа. История и современность // В. МГУ. Сер."Философия". 1990. № 5; "Быть свободным и освобождать других" // Путь. 1995. № 8; М.А.Бакунин: к свободе через образование // Социально-политический журнал. 1995. № 4; Проблема свободы: М.А.Бакунин и П.А. Кропоткин // Труды междунар. научной конф. Вып.1. М., 1995; Нравственное измерение свободы и образование (опыт реконструкции русского классического анархизма).

М., 1998; Проблема нравственного измерения свободы и современное образование // Философия и общество. № 5; Философия свободы в контексте поисков социально-нравственного идеала // Россия.

Духовная ситуация времени. 2000. № 1—2.