d637ee0c
Давыдов Александр Михайлович - Биография

Давыдов Александр Михайлович

— артист, певец-тенор; род. в 1872 г. Дебютировал в Тифлисской опере, затем с успехом пел в Киеве, Одессе и СПб. на частной оперной сцене. В 1900 г. принят в Мариинский театр в СПб. Лучшие его партии в операх "Пиковая дама", "Тангейзер", "Паяцы", "Дубровский", "Жидовка", "Евгений Онегин" и "Демон". {Брокгауз} Давыдов, Александр Михайлович (Левенсон Александр Моисеевич) — артист, певец-тенор; род. в 1872 г. в Полтавской губернии.

После того как Д. приобрел имя на провинциальных сценах, он был приглашен в 1900 г. в Императорский Мариинский театр, где состоит поныне (1910). Лучшие его партии в операх — "Пиковая дама", "Тангейзер", "Паяцы", "Жидовка", "Евгений Онегин" и др. Концертировал с большим успехом за границей. — Ср.: Брокгауз и Ефрон, II доп. {Евр. энц.} Давыдов, Александр Михайлович (Давыдов — сцен. псевд.; наст. фам., имя и отчество Левенсон Израиль Моисеевич) [25.3(6.4).1872, м. Кобеляки Полтав. губ. — 28.6.1944, Москва] — арт. оперы (лирико-драм. тенор), камерный певец, режиссер, педагог.

Засл. арт. Республики (1924). Род. в семье учителя.

Учился в Мелитопольском реальном уч-ще; не окончив его, уехал в Киев. где с 12 лет пел в хоре. С 1889 выступал в кафешантанном хоре. По совету И. Прянишникова перешел в хор местной оперы. В 1890—92 обучался пению у К. Эверарди.

Дебютировал на оперной сцене в партиях Фауста ("Фауст") и Альфреда ("Травиата") в 1889 в Екатеринославе, однако, не имея успеха в опере, перешел в.оперетту.

В 1892 вновь дебютировал на оперной сцене в Тифлисе (антр. В. Любимова), готовил оперные партии под рук. Е. Ряднова.

До 1900 выступал в Казани (1897—98, 1900), Саратове, Н. Новгороде, Одессе, Харькове, Киеве, Вильно и Петерб. частной опере. В 1900—14 солист петерб.

Мариинского т-ра (дебютировал в партии Германа — "Пиковая дама"), на сцене к-рого конкурировал с И. Ершовым, Г. Морским, Н. Фигнером.

Гастролировал в Москве (т-р Солодовникова, 1902; т-р "Аквариум", 1906; Большой т-р, 1911), Киеве (1903, 1905, 1909), Будапеште (1903), Монте-Карло (1906), Вене и Берлине (1908, Новый королевский т-р, в составе рус. антр. А. Церетели вместе с А. Боначичем, Е. Збруевой, М. Фигнер), Париже (1909, по приглашению С. Дягилева).

Обладал не очень сильным, но ровным во всех регистрах голосом приятного мягкого тембра, природной музыкальностью, артистическим темпераментом.

Репертуар включал 85 опер и 30 оперетт.

Оперные партии готовил под рук. Э. Купера, Э. Направника, А. Никиша, С. Рахманинова, В. Сука. 1-й исп. партий: в Мариинском т-ре — Садко ("Садко"), Наля ("Наль и Дамаянти"), Моцарта ("Моцарт и Сальери"), Миме ("Зигфрид"); в Киеве — Моцарта ("Моцарт и Сальери", конц. исп.), Чекалинского ("Пиковая дама"); в Тифлисе — Синодала ("Демон" А. Рубинштейна), Фредерика ("Миньон"), Арлекина ("Паяцы"); в Казани, — Тангейзера ("Тангейзер"). Лучшие партии: Герман ("Пиковая дама"). Самозванец, Садко, Хозе ("Кармен"), Рауль, Васко да Гама, Канио (на рус. сцене считался лучшим исп.). Миме ("Зигфрид"), Логе ("Золото Рейна"), Зигмунд, Тангейзер. "Давыдов был после Фигнера следующим этапом по пути раскрытия образа Германа... Герман у Давыдова был значительнее, нежели у Фигнера.

Он был проще, без того налета мелодраматизма, которого не чуждо было исполнение Фигнера" (Э. Старк)*. На сцене Мариинского т-ра в ролях Зигмунда, Логе и Тангейзера вступил, по словам Э. Старка, "в соревнование с создателем этих ролей — Ершовым" и всегда выходил из этого сложного соревнования с честью, "оставался непревзойденным" в партии Миме ("Зигфрид"). Др. партии: Нерон ("Нерон"), Синодал, Владимир Дубровский, Гришка Кутерьма, Валерий, Ленский;

Макс ("Вольный стрелок"), Отелло ("Отелло" Дж. Верди), Самсон, Вертер, Элеазар, Йонтек.

Партнеры: Н. Забела-Врубель, В. Касторский, М. Кузнецова-Бенуа, Л. Липковская, Ф. Литвин, М. Славина, Ф. Шаляпин.

Пел п/у И. Аркадьева, Ф. Блуменфельда, Э. Направника, И. Прибика, И. Труффи.

Оставив оперную сцену в 1914 (в 1919 выступил в партии Германа), выступал на конц. эстраде до 1924. С большим мастерством исп. романсы П. Чайковского.

В 1924—35 жил в Париже.

В 1934 по желанию Ф. Шаляпина был приглашен в качестве режиссера в париж. т-р "Опера комик" для постановки "Князя Игоря" (муз. рук. спектакля А. Глазунов).

Был также консультантом по худож. части в Рус. опере (Париж). С 1936 вел пед. деят-сть в вечерней школе пения при Ленингр. т-ре оперы и балета им. С. М. Кирова.

Записывался на грампластинки (ок. 400 произв.) в Петербурге ("Граммофон", 1901—09, 1911; "Пате", 1903, 1909—10; "В. И. Ребиков", 1904; "Бека", 1905; "Колумбия", 1906—07; "Фаворит", 1909—10; "Сирена", 1911, 1913; "Стелла", 1911; РАОГ, 1912, 1914; "Одеон", 1912) и Москве ("Граммофон", 1901; "Метрополь", Корона, 1912). Соч.: 35 лет на сцене: Автобиография // Жизнь искусства. 1924. № 16. С. 14—15; Образ Германа // Театр. 1940. № 5. С. 63—70; Секрет вокала // Там же. 1940. № 8. С. 133—135; Герман // Чайковский и театр. Статьи и материалы / Под ред. А. И. Шавердяна. — М.; Л., 1940. С. 211 —223; Моя встреча с П. И. Чайковским // Воспоминания о П. И. Чайковском: Сб. статей / Сост. Е. Е. Бортникова, К. Ю. Давыдова, Г. А. Прибегина. — М., 1973. С. 305—308; Из воспоминаний // Федор Иванович Шаляпин: Воспоминания о Ф. И. Шаляпине. — М., 1977. Т. 2. С. 93—99. Лит.: Г. Р. Бенефис А. М. Давыдова // Жизнь искусства. 1919. № 135. С. 1; А. М. Давыдов // Зрелища. 1924. № 83—84. С. 12; Шкафеp В. П. Сорок лет на сцене русской оперы. Воспоминания. 1890—1930. — Л., 1936. С. 113; Старк Э.* (Зигфрид).

Петербургская опера и ее мастера. 1890— 1910. — Л.; М., 1940. С. 82—87; А. М. Давыдов. (Некролог) // Литература и искусство. 1944. № 27; Волков-Ланнит Л. Три артиста Давыдовы // Муз. жизнь. 1962. № 14; Левик С. Ю. Записки оперного певца. — 2-е изд. — М., 1962. С. 202—213; Его же. Четверть века в опере. — М., 1970. С. 168, 250; Дорошевич В, Саша Давыдов // Дорошевич В. М. Рассказы и очерки. — М., 1966. С, 62—74; Гозенпуд А. А. Русский оперный театр между двух революций. 1905—1917. — Л., 1975. С. 140, 192, 343—344; Артур Никиш и русская музыкальная культура.

Воспоминания.

Письма. Статьи. — Л., 1975. С. 153—154; Феона И. Незабываемые встречи // Звезда (Л.). 1978. № 11. С. 172—173; Вельтер Н. Л. Об оперном театре и о себе. — Л., 1984. С. 47.