Давыдович-Антоненко

(р. 1899) — современный украинский писатель.

Тематика Д.-А. сосредоточена на изображении быта и психологии революционной, в особенности партийно-большевистской среды. В ней Д.-А. [одно время состоявшего членом КП(б)У] привлекает стойкая энергия, несгибаемая воля и железная настойчивость (повести "Смерть", "Пегас", "Два" и т. д.). На литературном поприще Д.-А. выступил в 1923 (журн. "Нова громада"). Первые его опыты написаны в импрессионистской манере, от которой он в последнее время начинает освобождаться.

Отдельные издания: "Запорошені силуэти", Киiв, 1925; "Тук-тук", Киiв, 1926. Лит.: Лейтес А. і Яшек М., Десять років української літератури, Харьків, 1928. Давыдович-Антоненко (Антоненко-Давыдович) [1899—] — современный украинский беллетрист.

Родился в рабочей семье в Ромнах на Полтавщине.

Окончил Ахтырскую гимназию, затем учился в университете, но курса не окончил.

Начал печататься в 1923 в журнале "Нова громада". Член украинской литературной организации "Марс". Одно время состоял членом КП(б)У, впоследствии вышел из партии.

Литературное творчество Д. начинается с небольших очерков из эпохи гражданской войны, героического периода революции, борьбы с бандитизмом и махновщиной. "Два", "Коммунист", "Просвiтяни", "Пирижкi, пирижкi", "Сонячнi плями" и др. — первые очерки Д. Они рисуют образы революционеров, которые бесстрашно смотрели в глаза смерти.

Эти очерки носят еще следы ученичества.

В следующих рассказах: "Пегас", "Крижанi мережки", "Шкапа" — техника писателя постепенно совершенствуется.

Главная тема последних произведении Д. — психологическая борьба между нарождающимся в условиях революции новым миром и пережитками, традициями старого, формирование людей нового психического типа, "большевистской расы". Отсюда постоянный объект художественного изображения писателя — партийная среда. Основные свойства большевистской натуры в восприятии Д. — воля к жизни и к борьбе.

Волюнтаризм — это коренная психологическая проблема рассказов и повестей автора.

Наиболее сконцентрированное и художественно зрелое выражение все эти свойства получили в повести Д. "Смерть". Герой повести — партиец Горобенко — интеллигент, во многом психологически связанный со старым миром. В нем сказывается былое увлечение украинским национальным ("просвiтянство") движением.

Видя перед собой живые примеры цельных, выкованных из единого металла — человеческой воли — людей, стремится уподобиться им и внутренне переродиться.

Путь к этому один — через борьбу, через кровь. Герой вступает в борьбу с кулацким бандитизмом.

Только кровь, жертва приводит его к полному разрыву с прошлым.

Таков один из основных движущих мотивов творчества Д. Оформление его произведений — импрессионистическое.

Изображая окружающий мир, он выделяет то, что связано с душевным состоянием главного персонажа.

Для творчества Д. характерен пейзаж, окрашенный обычно в тона того или иного настроения главного героя. Однако писатель от импрессионистической расплывчатости первых рассказов постепенно переходит к большей сжатости и точности выражения, к большему динамизму как в развертывании сюжета, так и в разработке отдельных элементов произведений.

Библиография: I. Отд. изд.: Запорошенi силуэти, Опов., ДВУ, Харкiв, 1925; Лицарi абсурду, Драма на 4 дii, вид. "Червоний шлях", 1924; Тук-тук, Опов., вид. "Час", Киiв 1926. II. Василенко В., За життя розплата тiльки кровью, "Критика", 1928, № 5. III. Лейтес А. iЯшек М., Десять рокiв укр. лiтератури, Харкiв, ДВУ, 1928. М. Чирков. {Лит. энц.}