Евфимий архиепископ Новгородский

(Иван) — святитель, архиепископ Новгородский и Псковский. † 1458, память 11/24 марта и в Неделю 3-ю по Пятидесятнице в Соборе Новгородских святых.

Родом из Новгорода, где отец его, Моисей, был священником Феодоровской церкви.

С юных лет начал подвизаться в Вяжищской обители.

Уже в 15 лет был пострижен в монашество.

После пострижения удалился в Хутынский монастырь на безмолвие.

Затем был возведен в сан игумена и назначен в Богородицкий монастырь на Лисичьей горе, близ Новгорода.

В 1429 году после смерти архиепископа Новгородского Симона, игумен Евфимий был избран на Новгородскую кафедру.

Он отказывался и умолял народ не возлагать на него этого высокого, но тяжелого звания.

В течение почти пяти лет игумен Евфимий управлял епархией без епископского посвящения, которое он принял только 26 мая 1434 года в Смоленске от митрополита Герасима.

Сознавая все величие принятого на себя сана, святитель с большим усердием и чувством ответственности пред Богом предался подвигам своего служения.

Одновременно не ослабевал и в личных подвигах благочестия.

Он соблюдал строгий пост, не ослаблял молитвы.

Святитель Евфимий отличался глубоким смирением, неустанным попечением о пастве и твердым упованием на Божию помощь.

В деле достижения духовного совершенства и нравственного исправления своей паствы он был строг, тверд и непреклонен.

Но его строгость всегда была растворена любовью.

К телесным же нуждам своей паствы он относился с чувством сострадания и милосердия.

С любовью принимал святитель странников.

Никто не отходил от него скорбным, ибо щедрый владыка говорил сам себе: "Не мое это, но Божие", и потому всем обильно помогал.

Милостыню он посылал в Царьград, на Афон и в Иерусалим.

Проявлением его любви к бедным служила его щедрая благотворительность в дни стихийных бедствий в Новгороде и его окрестностях.

В 1445 году жестокий голод в Новгороде принес большое испытание для человеческих душ. В это время святитель не щадил ничего для бедноты, насколько это было в его силах. Он одевал и питал их до тех пор, пока его средства не истощились.

Святитель Евфимий заботился и о распространении книжной грамотности среди своих пасомых.

С этой целью по его указанию и за его счет переписывались многие душеполезные книги. Святитель Евфимий отличался любовью к храмоздательству.

В 1432 году им был основан монастырь 12 апостолов.

В 1437 году построена церковь в честь святителя Николая, а в 1439 году — в честь апостола Иоанна Богослова.

В 1442 году возобновил в Старой Руссе Спасо-Преображенский монастырь.

В 1445 году была построена домовая церковь во имя преподобного Евфимия Великого.

В 1446 году возобновлен в Ладоге Георгиевский монастырь.

В городе Новгороде за время своего служения он построил 6 церквей.

Святитель Евфимий не был безучастным и к политической жизни своего города.

Он дважды успешно вел переговоры о заключении мира с Московским князем.

В 1439 году при владыке Евфимий были открыты мощи святителя Иоанна, архиепископа Новгородского († 1186, память 7/20 сентября), и установлено ежегодно совершать память по всем святителям и князьям, почивающим в Софийском соборе.

Как передает описатель его жития Пахомий Логофет, при наступлении зимы 1458 года святитель занемог, но, несмотря на это, он, простившись со своею паствою в Прощеное воскресение и поучив ее жить нравственно, отправился, как обычно, в Вяжищскую обитель для подвигов молитвенных.

В обители, хотя и чувствовал немощь, не пропускал богослужений.

В немощах он не печалился, но с радостью переносил все, готовясь к отшествию.

Перед самой кончиной святитель Евфимий призвал братию, простился с нею, затем, приобщившись Святых Тайн, мирно отошел ко Господу.

Кончина его последовала 11 марта 1458 года. Литература: Тихомиров П. И., протоиерей.

Кафедра новгородских святителей со времен введения христианства в Новгороде до покорения его Московской державе. — Новгород, 1891, т. 1. Тихомиров П. И., протоиерей.

Сказание о Новгородской чудотворной иконе Знамения Божией Матери. — 3-е изд. — Новгород, 1908, с. 116—119. Толстой М. В. Рассказы из Истории Русской Церкви. — М., 1901, с. 241—245. Макарий (Булгаков), митрополит.

История Русской Церкви: в 12 т. — СПб., 1864—1886, т. 4, кн. 1, с. 104, 201, 206, 239—240. Никитский М. В. Историческое описание древней Владимирской обители на Крутицах. — М., 1893, с. 77. Соловьев С. М. История России с древнейших времен: в 6 кн. — 3-е изд. — СПб., 1911, кн. 1, с. 1087,1273—1274,1283, прим. 2. Строев П. М. Списки иерархов и настоятелей монастырей Российской Церкви. — СПб., 1877, с. 35. Булгаков С. В. Настольная книга для священно-церковнослужителей. — Киев, 1913, с. 1406. Денисов Л. И. Православные монастыри Российской империи: полный список всех 1105 ныне действующих в 75 губерниях и областях России. — М., 1908, с. 574, 588. Н. Д[урново]. Девятисотлетие русской иерархии 988—1888. Епархии и архиереи. — М., 1888, с. 18. Леонид (Кавелин), архимандрит.

Святая Русь. — СПб., 1891, № 194. Московский некрополь: в 3 т. — СПб., 1907— 1908, т. 1, с. 426. Историко-статистические сведения о Санкт-Петербургской епархии: в 10 т. — СПб., 1869—1885, 1 т., 1869, с. 5, (Рождественский Коневский монастырь).

Православный собеседник. — Казань, 1858, февраль, с. 276. — Казань, 1860, май, с. 73. Исторический вестник. — 1892, август, с. 459. — 1906, июнь, с. 914—916. Русский архив. — 1910, № 3, кн. 1, с. 427. Православная богословская энциклопедия или Богословский энциклопедический словарь: в 12 т. // Под ред. А. П. Лопухина и Н. Н. Глубоковского. — СПб., 1900—1911, т. 5, с. 258. Полный православный богословский энциклопедический словарь: в 2 т. // Изд. П. П. Сойкина. — СПб., б. г., т. 1, с. 834.