Евгений Булгарис - Биография

Евгений Булгарис

— архиепископ Славянский и Херсонский.

Родился 21 августа 1715 года на острове Корфу в огречившейся болгарской семье и наречен был Елевферием (свободный — греч.), в память освобождения острова от турок. В 1739 году принял монашество.

В сане иеродиакона состоял катехизатором и проповедником греческой церкви Георгия Победоносца в Венеции.

В конце 1742 года был определен ректором гимназии в город Янину. 10 лет обучал юношество философским, математическим и богословским наукам.

В 1753 году Константинопольским патриархом Кириллом был вызван в Константинополь и определен ректором и главным наставником школ, состоящих при Афонской Ватопедской лавре. Впоследствии был назначен ректором патриаршей гимназии в Константинополе с титулом вселенского дидаскала, или учителя и начальника философствующих.

В 1763 году уехал в Германию, где надеялся найти лучших ценителей своих научных знаний.

Некоторое время жил в Лейпциге, ездил в города Галле и Геттинген, посещая лекции в университетах и общаясь с учеными.

В 1767 году, когда императрицей Екатериной II был издан Наказ Комиссии о сочинении Проекта нового Уложения, то Евгений перевел его с французского языка на греческий и перевод свой посвятил августейшей сочинительнице, с изъявлением своего желания быть в ее подданстве.

Прусский король Фридрих Великий, лично знавший Евгения, рекомендовал его Екатерине П. В 1771 году он прибыл в Санкт-Петербург, и с самого приезда императрица определила ему по 1500 рублей ежегодного жалованья и притом часто удостаивала его благосклонного приема и собеседования. 30 августа 1775 года по Указу императрицы Екатерины II Евгений был посвящен в сан иеромонаха, а 9 сентября Святейшему Синоду был дан Указ об учреждении в Новороссийской и Азовской губерниях новой епархии, под названием Славянской и Херсонской.

В Указе говорилось: "По случаю переселившихся в тот край иноплеменников, не знающих русского языка, исповедующих однакож православную греческую веру, посвятить в архиепископа грека иеромонаха Евгения, яко мужа, высотою разума, благочестием и всеми добродетелями для упасения стада Христова отлично одаренного". 1 октября 1775 года в присутствии самой императрицы иеромонах Евгений был хиротонисан в Москве в Николаевском греческом монастыре во епископа Славянского и Херсонского с возведением в сан архиепископа с пребыванием в Полтавском Крестовоздвиженском монастыре.

Преосвященный Евгений управлял епархией только 4 года, однако успел открыть там семинарию.

С 1776 года — почетный член Санкт-Петербургской Академии наук. В августе 1779 года согласно поданному прошению уволен на покой. Проживал в Полтавском Крестовоздвиженском монастыре.

В 1787 году преосвященному Евгению разрешено было проживать в Санкт-Петербурге.

С 1801 года архиепископ Евгений находился на покое в Александро-Невской лавре, и там скончался 27 мая 1806 года на 91-м году жизни. Погребен был в Феодоровской церкви лавры. Архиепископ Евгений оставил после себя много научных трудов.

Труды: Православное исповедание, или изложение веры Православной Апостольской Церкви. — Амстердам, 1765. Описание жизни блаженного Феодорита, епископа Кирского.— Галле, 1768. Курс богословия.

Логика, из древних и новейших собранная. — Лейпциг, 1766. Метафизика (греч.). — Венеция, 1805. Первое столетие по воплощении Христа Спасителя.

Церковная История первого Христианского века (греч.). — Лейпциг, 1806. Размышления, или примечания на пять книг Моисеевых, под названием Боголюбивое глумление (греч.): в 2 т. — Вена, 1801. Трактат о Системе всего сущаго.

Астрономического содержания. — Вена, 1806. О приливах и отливах.

Мысли о нынешних критических временах оттоманского государства.

Мольба греческого народа ко всей христианской Европе.

О музыке (греч.), соч. в 1775 (рукопись).

Храм Славы. Поэма Г. Дела Тиерса, переведенная с французского на греческий язык. — СПб., 1772. Переводы Виргилия: Оды на поражение оттоманов Екатериной II. Окружное послание к сербским христианам.

О том, что такое рай и ад? Послание к Петру Клеркию (Кларку).

Переводы: с латинского на греческий: Адам Зерников.

Богословские трактаты о происхождении Святого Духа: в 2 т. — СПб., 1797. Феофан (Прокопович).

История спора об происхождении Святого Духа. — Лейпциг, 1784. Гавриил, митрополит.

О служении и чиноположениях Греко-Российской Церкви. — СПб., 1799. с французского на греческий: Клерций П. (Петр Кларк). Всенародный суд, которым пред лицем Всемирной Церкви обличаются папа римский и папский двор, как разрушители Церкви и всего закона Божественного и человеческого.

Литература: Авторский А. П. Состояние православного восточного монашества со времени завоевания Константинополя турками (1453). — Казань, 1919, с. 359—361. Списки архиереев иерархии Всероссийской и архиерейских кафедр со времени учреждения Святейшего Правительствующего Синода (1721—1895 гг.). — СПб., 1896, № 139. Толстой Ю. Списки архиереев и архиерейских кафедр иерархии Всероссийской со времени учреждения Святейшего Правительствующего Синода (1721—1871 гг.). — М., 1872, № 139. Булгаков С. В. Настольная книга для священно-церковнослужителей. — Киев, 1913, с. 1400. Строев П. М. Списки иерархов и настоятелей монастырей Российской Церкви. — СПб., 1877, с. 487. Записки русского инока-афонца // Душеполезный собеседник. — 1891, в. 12, с. 376. Бекетов П. П. Портреты именитых мужей Российской Церкви с приложением их краткого жизнеописания. — М., 1843, с. 35, 36. Летопись церковных событий и гражданских, поясняющих церковные, от Рождества Христова до 1898 года, епископа Арсения. — СПб., 1899, с. 734. Петербургский некрополь.

Сост. Сайтов В. И.: в 4 т. — СПб., 1912—1913, т. 2, с. 111. Н. Д[урново]. Девятисотлетие русской иерархии 988—1888. Епархии и архиереи. — М., 1888, с. 65. Денисов Л. И. Православные монастыри Российской империи: полный список всех 1105 ныне действующих в 75 губерниях и областях России. — М., 1908, с. 676. Русская старина. — 1874, март, с. 526. — 1876, февраль, с. 267. — 1880, январь, с. 125. Православная богословская энциклопедия или Богословский энциклопедический словарь: в 12 т. // Под ред. А. П. Лопухина и Н. Н. Глубоковского. — СПб., 1900—1911, т. 5, с. 355; Полный православный богословский энциклопедический словарь: в 2 т. // Изд. П. П. Сойкина. — СПб., б. г., т. 1, с. 816, 851.