Гартный Тишка

[1887—] — псевдоним видного белорусского поэта и беллетриста Дмитрия Федоровича Жилуновича.

Род. в местечке Копыль, Слуцкого уезда, в семье чернорабочего; в детстве был пастухом.

С 1905 г. принимал активное участие в революционном движении.

К этому же времени относятся его юношеские литературные опыты на русском яз. В 1906 Г. — член Комитета Копыльской соц.-дем. организации.

В 1908 примыкает к белорусскому национальному движению и с тех пор пишет исключительно по-белорусски.

Во время Октябрьской революции Г. выдвинулся как крупный революционный и общественный деятель: в 1919 он был предсовнаркома БССР. В настоящее время Г. — начальник Главискусства.

Все творчество Г. пронизано социальными темами: труд мелкого ремесленника, рабочее и крестьянское движение до Октябрьской революции, Октябрь в его динамике, обрисовка наших дней с их колоритными фактами строительства новой жизни. Эти тематические линии взаимно перекрещиваются в творчестве Г. Особенно рельефно выделяется в его произведениях мотив борьбы, который представляет собой творческую доминанту писателя; он выступает у Г. в аспекте натуралистическом, психологическом и социальном: писатель обрисовывает борьбу стихий в природе, преимущественно останавливаясь на ее грозных и могущественных явлениях и отступая так. обр. от идиллически-крестьянского штампа, укрепившегося в белорусском литературном пейзаже; психика человека дана в творчестве Гартного преимущественно как арена борьбы и коллизий; но с особой любовью и проникновением развертывает автор социальную борьбу масс за свое освобождение (роман "Сокі цаліны"). В белорусскую, преимущественно народническую, литературу Г. вносит новые темы рабочего движения и мотивы урбанизма.

Творчество Г. отражает пролетарскую психо-идеологию.

Его мироощущение пронизано коллективизмом.

Революцию он воспевает не как посторонний наблюдатель и зритель, а как непосредственный участник борьбы и современного строительства.

Главный источник творчества писателя — его собственный жизненный опыт — от тяжелого труда кожевника и деятельности в соц.-дем. организации до ответственной роли в современном советском строительстве.

В торжествующем темпе революции поэт находит свой высший идеал красоты.

Но революция — это только отправной пункт эстетики Г. Как нечто торжественное он воспринимает жизнь в целом ("Урачыстасьць"). Рядом с положительными сторонами творчество Г. имеет и некоторые отрицательные, гл. обр. в области формально-художественной: композиционная неслаженность, противоречащая принципу художественной телеологичности, стилистическая растянутость и эйдологическая узость — все это безусловно представляет собой пассив Г. Но позднейшие произведения ("Урачыстасьць" и сб. "Прысады") обнаруживают значительные достижения в области эвфонии, ритмики, композиции и более динамического художественного синтаксиса.

На общем фоне белорусской литературы Г. выделяется как писатель, в творчестве которого наиболее ярко отразилось пролетарское течение.

Библиография: I. Г. принадлежат следующие сборники стихов: "Piesni", 1913; "Песьні працы і змаганьня", Бэрлін, 1922; "Урачыстасьць", Мэнск, 1925. Художественная проза его представлена произведениями: "Трэскі на хвалях", М., 1924; "Прысады", М., 1927 — два сборника рассказов; "Сокі цаліны" — роман в 3 частях (вышло пока две части: "Бацькава воля", Бэрлін, 1922 и "На перагібе", M., 1926). Написано им и нессколько драматических произведений: "Хвалі жыцьця", альманах "Зажынкі", M., 1918; "Соцьіялістка", "Сцэнічныя творы", сш. І, Мэнск, 1923; "На стыку", сборник "Прысады"; Повести и рассказы, перев. с белор. В. Д. Раковский, со вступит. ст. Сергея Городецкого, М. — Л., 1929. Кроме того много произведений Г. помещено в разных периодических изданиях.

Ему принадлежит и целый ряд этюдов в области белорусской критики. II. Піотуховіч M. M., проф., Пролетарская поэзія і лірыка Цішкі Гартнага, Юбилейный сборник, посвященный 15-летию лит-ой дсятельности поэта, Мэнск, 1923; Его же, Творчасьць Цішкі Гартнага, "Росквіт", 1928, № 1; Его же, ст. в журн. "Полымя", 1929, № 1; Его же, Ц. Гартный у літературнай крытыца, Менск, 1929. Пиотухович. {Лит. энц.}