Герман апологет поморской общины

— саратовский монах, плодовитый апологет поморской общины.

Родился в 1710 г., умер в 1778 г. Подробных биографических сведений о нем мы не имеем. С уверенностью можно утверждать только то, что почти вся жизнь его прошла в пределах Саратовского края. Герман пользовался большим авторитетом у поморцев как человек вообще, так еще более как писатель.

Павел Любопытный говорит о нем, что он был муж "благой души, исполненный незлобия, чистоты сердечной, кротости и простодушия". В этом отзыве есть несомненное преувеличение, так как трудно допустить незлобие и кротость в человеке, который главной своей целью ставил борьбу с "Никоновыми лжемудриями". Тем не менее несомненно, что его нравственные качества были известны далеко за пределами Саратовского края; о нем хорошо знали в Москве и в других центрах поморства.

Герману пришлось жить и действовать в то время, когда в старообрядческих толках оживленно дебатировался вопрос о молении за царя. Вот почему его литературная деятельность была тесно связана именно с этим вопросом.

В защиту поморской точки зрения по этому вопросу Германом написаны следующие сочинения: 1) Показание о богомолии за внешних владык мира о их благоденствии и победе врагов, писанное против заблуждения Феодосианцев и Филипповых; 2) Апология, основанная на чудесах, что по долгу христианства и началам разума должно непременно молить Бога за внешних владык мира, о их благоденствии и всяком их благе; 3) Вторая апология, собранная им буквально из откровения и церковных историй, что именовать внешних свойственными именами православных не есть противно Богу и духу Христовой церкви, употребленных там по разным причинам.

Предметы мира именуются не по бытию какой-либо части, в состав того по случаю входящей, но по свойству предмета, всегда существующему и не изменяющемуся в целом или неделимом; 4) Показание, что владыкам мира, не разбирая их веры, по гласу Христову и его церкви, непременно должно воздавать им законную дань и достойную честь каждому званию оных; 5) Десять посланий в разные места пастырям душ, благочестивым мужам о назидании церкви, ее благоустройстве и защите от мира. Будучи проповедником высоких нравственных начал, он естественно интересовался вопросами и этой области.

От него осталось сочинение, под названием "Краткое и ясное наставление своей пастве о нравственности, выбранное от святых отец" . Герман написал еще несколько небольших сочинений, но "невежество их утратило", как выражается Павел Любопытный.

Герман окончил свою жизнь в Соловках, куда он был сослан за пропаганду раскола; здесь он умер, примирившись с православной церковью.

Дружинин В. Г., "Писания русских старообрядцев". СПб. 1912, стр. 83—84; "Исторический словарь и каталог или библиотека староверческой церкви", Павла Любопытного, см. "Сборник для истории старообрядчества", Н. Попова, т. II, приложения, стр. 97. Н. Высоцкий. {Половцов}