Гиршбейн Перец

— драматург; род. в бедной семье в середине 70-х годов 19 века в местечке Северо-Западного края. Г. выступил в литературе с рядом реалистических драм: Miriam, Neveila, Weite un Noente, Der Intelligent. Последовавшие за ними пьесы Einsame Welten, Auf jener Seit Teich, Kworim Blumen, Demerung, In der finster Erd, Tekiath Kaf — импрессионистско-символического характера.

Большинство своих драм Г. пишет одновременно на жаргоне и по-древнееврейски.

Одиночество человека, ужас жизни и смерти — основные проблемы творчества Г. В изображении Г. одиночество — злой демон, всюду преследующий человека, как при его безвестном прозябании (Einsame Welten), так и при страстных порывах к светлому и прекрасному (Demerung). Ha всем творчестве Г. лежит печать мрачного и безнадежного.

Гиршбейна пугает жизнь с ее тайнами и загадками.

Большинство драм Г. страдает излишней схематичностью; в них также сильно чувствуется влияние чужих образцов (преимущественно Метерлинка); при всем том творчество Г. знаменует значительный шаг вперед в развитии и углублении еврейской драмы. Несколько драм Г. вышли в 1908 г. отдельным сборником в русском переводе.

Перевод "Tekiath Kaf" (под заглавием "Обручение") напечатан в сборнике "Шиповник", XI. В начале 1908 г. Г. организовал в Одессе еврейскую труппу для стилизованного театра.

Ныне (1910) Г. разъезжает со своей труппой по провинции.

Ц. {Евр. энц.} Гиршбейн, Перец [Perez Hirschbein, 1880—] — современный еврейский драматург и беллетрист.

Род. в Гродненской губ.; сын мельника-арендатора.

Детство свое провел в глухой деревне.

В юности терпел крайнюю нужду. Дебютировал стихами на древнееврейском языке; на этом же языке написал свои первые две драмы: "Мирьям" [1905], "Далекие и близкие" [1906]. В 1906 опубликовал свою первую драму на еврейском языке и с этого времени стал видным еврейским драматургом.

В 1908 им был организован еврейский театр, давший сильный толчок делу художественного обновления еврейской сцены. В театре ставились новые драмы Переца, Аша, Пинского, самого Г. и лучшие пьесы Я. Гордина. — Г. — странствующий писатель; совершил несколько кругосветных путешествий и написал ряд лирических путевых очерков. — Творческий путь Г. — от реализма через символизм к народной драме. В своих пьесах Гиршбейн изображает бедняков, ютящихся в подвалах, ремесленников, носильщиков, тоскующих "по цельности" интеллигентов и с особенной любовью — еврейского сельчанина и еврейскую женщину из народа.

В своих первых реалистических произведениях, написанных незадолго до революции 1905, Гиршбейн давал картины жизни еврейской нищеты в слегка импрессионистских тонах, моментами пытался заострять социальный смысл явлений, но не выбился на путь сознательного социального творчества.

После революции 1905 Г. под влиянием реакции написал целый ряд мистико-символических пьес: "Одинокие миры", "К широкой дороге","Могильные цветы", "В темноте", "Сумерки", "Интеллигент" и другие, в которых чувствуется сильное влияние Метерлинка и отчасти Л. Андреева.

Основной мотив их — одиночество и смерть.

В своей символике Г. не оригинален и является лишь эпигоном европейского символизма.

В период реакции он писал также пьесы, в которых пытался воплотить пессимистические настроения растерявшейся еврейской интеллигенции и разработать проблемы еврейской истории.

Но в этих, как и в других умеренно-символических произведениях, немало сентиментальной декламации и философического резонерства.

Позже Г. порвал с абстрактным символизмом.

Написанная им в 1911 пьеса "Пустая корчма" — одно из самых лучших его произведений — знаменует переход к народной драме, а впоследствии — и к комедии; в них он нашел применение своему знанию фольклора, в особенности — деревенского.

Гиршбейн один из типичных представителей философически-эстетизирующей еврейской интеллигенции, искавшей после краха революции 1905 спасения от "ужасов мещанства" в народной фаталистической мистике.

Но он не замкнулся в эту примитивную мистику а все более расширяет бытовое начало в своих новых драмах и смягчает свой фаталистический трагизм народным юмором.

По существу же он остается романтиком "заброшенных уголков". Г. сыграл в еврейской литературе значительную роль как проводник модернистских влияний.

Его драматическое творчество — реакция на грубый натурализм Якова Гордина.

В 1928 Г. совершил поездку по СССР, специально интересуясь развитием еврейского земледельческого труда в нашей стране, и написал книгу по этому вопросу.

Библиография: I. Собр. драм, сочин. в 5 тт., N.-Y.; на русск. яз.: "Одинокие миры", Сб. драматич. произведений, перев. А. Брумберг и Л. Тривуш, под ред. А. Брумберг, СПб., 1908; Земля, изд. "Всеобщая библиотека", 1910. II. См. "Lexicon" Рейзина, Вильна. 1926. Ш. Гордон. {Лит. энц.}