Гурий Руготин

(Григорий Григорьевич) — святитель, архиепископ Казанский и Свияжский. † 1563, память 20 июня/3 июля, 4/17 октября, 5/18 декабря и в 1-е воскресенье после 29 июня в Соборе Тверских святых.

Родился в конце XV века (около 1500 г.) в г. Радонеже Московской губернии в небогатой дворянской семье. Родители его были небогаты, поэтому ему с юных лет пришлось служить у князя Ивана Пенькова в должности управляющего имением.

С молодости Григорий был благочестивым, смиренным и незлобивым.

В брак вступать он не захотел.

Оклеветанный перед князем в преступной связи с его женой, Григорий был заключен в подземелье.

Это подорвало его здоровье, но укрепило и углубило религиозное чувство.

Выйдя из темницы, Григорий сразу же отправился в Иосифо-Волоколамский монастырь и там принял постриг с именем Гурий. В 1543 году он был избран братией игуменом монастыря и управлял им около 9 лет. В начале 1552 года, тяготясь игуменской властью, Гурий оставил игуменство и в течение двух лет жил в этом монастыре простым монахом.

В 1554 году отец Гурий был назначен игуменом Троицкого Селижарова монастыря Тверской епархии. 3 февраля 1555 года он был хиротонисан во епископа Казанского с возведением в сан архиепископа.

Преосвященный Гурий был первым архиепископом учрежденной в 1555 году Казанской епархии.

Вскоре после завоевания Казани он был направлен туда царем Иваном Грозным с наказом заботиться о привлечении иноверцев к христианской вере, "приучать их к себе" ласкою и приветом, беседовать с ними "тихо и с умилением, а жестокостью с ними не говорить". Архиепископ Гурий с честью выполнил возложенное на него трудное поручение.

Он положил прочное основание Православию в Казанском крае. Митрополит Ермоген (впоследствии патриарх Московский и всея Руси) так характеризовал святителя Гурия: "И жил преподобный богоугодно, кормя нищих и удовлетворяя неимущих всем потребным, заступаясь за бедных, больных и сирот и избавляя их от бед, труды к трудам прилагая и всенощное стояние постоянно совершая в молитвах пред Богом. И угождал всякими добрыми делами Богу, крепким житием по Богу живя и обращая к верным слово здравое, кроткое и учительское, уча и наставляя и неверных познать истинного Бога и Творца всего, и многих неверных в веру привел и крестил их множество". Внешними памятниками деятельности святителя Гурия в Казани остались устроенные им в миссионерских целях монастыри: Спасо-Преображенский и Троицкий в Казани, Зилантов близ Казани и Успенский Богородицкий в Свияжске.

Им же построен Благовещенский кафедральный собор и большая часть церквей г. Казани.

В 1561 году святитель Гурий тяжело заболел.

Тяжелая болезнь не оставляла его в течение трех лет, до самой смерти.

По великим праздникам его приносили в церковь, где он сидел или лежал, не имея сил ни ходить, ни стоять.

Но душа святителя была так же бодра и ревностна к делу Божию, словно не было болезни. "Душевные силы, — говорил святитель Гурий, — увеличиваются по мере того, как уменьшается удовлетворение плоти... Все настоящее время есть время трудов.

Вознаграждение получается в жизни будущей.

Небесные радости будут дарованы только тому, кто на земле подвизается и для получения благ нетленных оставляет тленные.

Должно подвизаться несмотря ни на какие трудности и неудовольствия, ибо "нынешние временные страдания ничего не стоят в сравнении с тою славою, которая откроется в нас" (Рим. 8,18). Почувствовав приближение смерти, святитель Гурий 2 декабря 1563 года принял великую схиму от своего друга и помощника архимандрита Спасо-Преображенского монастыря Варсонофия (впоследствии епископ Тверской, 11576, память 11/24 апреля и 4/17 октября). 5 декабря 1563 года святитель скончался и был погребен у алтаря соборного храма Спасо-Преображенского монастыря.

Добрую память надолго оставил о себе архиепископ Гурий у жителей Казани.

Его забота о просвещении казанцев была так им памятна, что спустя 300 лет они не начинали учить детей, не испросив благословение на могиле святителя. 4 октября 1595 года были обретены его нетленные мощи. Вот как описал это событие митрополит Ермоген: "Когда начали копать рвы, то пришлось снять каменные гробницы, которые были построены над могилами святителей Гурия и Варсонофия, так как новую церковь предполагалось устроить больших размеров, чем прежняя.

Когда же, 4 октября, дошли до гробов святых отцов, то пришли сказать мне, смиренному.

Принесши со всем освященным собором Бескровную Жертву Господу Богу и отпев панихиду, мы отправились в монастырь и, пришед на место, поклонились гробам преподобных отец, Гурия и Варсонофия.

Вскрыв гроб, мы увидали нечто совсем неожиданное: рака святого была полна благоуханного мира, мощи же святителя Гурия носились, как губка, поверх мира; ни одна часть не была погружена.

Нетлением одарил Бог честное и многотрудное тело его. Я, недостойный, многогрешною рукою коснулся святого тела (а святое тело плавало), осязал ризы, в которых он был погребен, и они были весьма крепки". 20 июня 1630 года мощи святителя Гурия были перенесены из Спасо-Преображенского монастыря в Благовещенский кафедральный собор. Ныне они покоятся в кладбищенском храме во имя святых благоверных князей Феодора Муромского и чад его Давида и Константина, в городе Казани.

Таким образом, и после своей смерти святитель Гурий не оставил свою паству и утверждал ее в вере не меньше чем при жизни нетлением своих мощей, чудесами и примером своей святости.

Литература: Богословский Г. К., священник.

Краткий исторический очерк Казанской епархии с приложением биографических сведений о Казанских архиереях. — Казань, 1893, с. 12,16, 37, 49—52. Едлинский М. Е., священник.

Подвижники и страдальцы за веру православную и землю свято-русскую от начала христианства на Руси до позднейших времен: в 2 т. — 4-е изд. — СПб., 1901—1903, — с. 59—63. Толстой М. В. Рассказы из Истории Русской Церкви. — М., 1901, с. 355—359, прим. 11. Никанор (Каменский), архиепископ.

Собрание сочинений. — Казань, 1909, с. 66—72, 80, 95—98, 476. Соловьев С. М. История России с древнейших времен: в 6 кн. — 3-е изд. — СПб., 1911, кн. 2, с. 409—411, 533. Петров Л. Справочный богословский церковно-исторический словарь Петрова Л. — СПб., 1889, с. 71. Полное собрание Житий святых Православной Греко-Российской Церкви // Под редакцией Е. Поселянина. — СПб., б. г., (приложение к журналу "Русский паломник"). 1908, октябрь, с. 18; декабрь, с. 41. Булгаков С. В. Настольная книга для священно-церковнослужителей. — Киев, 1913, с. 1401. Денисов Л. И. Православные монастыри Российской империи: полный список всех 1105 ныне действующих в 75 губерниях и областях России. — М., 1908, с. 237, 835. Строев П. М. Списки иерархов и настоятелей монастырей Российской Церкви. — СПб., 1877, с. 182, 287, 462. Леонид (Кавелин), архимандрит.

Святая Русь. — СПб., 1891, № 779. Цветник Пешношский. — М., 1898, с. 19—20. Троицкий Патерик. — Сергиев Посад, 1896, с. 91—97. Летопись церковных событий и гражданских, поясняющих церковные, от Рождества Христова до 1898 года, епископа Арсения. — СПб., 1899, с. 595. Православный собеседник. — Казань, 1872, январь, с. 3—12; декабрь, с. 353—360. — 1901, январь, с. 8—9. — 1907, март, с. 330; июнь, с. 1. Русская старина. — 1904, июль, с. 124; октябрь, с. 47. Известия по Казанской епархии. — 1870, № 14, с. 443—448. — 1885, № 2, с. 27—29; №14, с. 460—462; № 17, с. 572—573; № 20, с. 651—656. — 1887, № 19, с. 471—477. — 1902, № 4, с. 158—159. — 1905, № 28, с. 817—828. Русский архив. — 1904, кн. 1, № 4, с. 638. Н. Д[урново]. Девятисотлетие русской иерархии 988—1888. Епархии и архиереи. — М., 1888, с. 49. Полный православный богословский энциклопедический словарь: в 2 т. // Изд. П. П. Сойкина. — СПб., б. г., т. 1, с. 692—693; т. 2, с. 1137. Православная богословская энциклопедия или Богословский энциклопедический словарь: в 12 т. // Под ред. А. П. Лопухина и Н. Н. Глубоковского. — СПб., 1900—1911, т. 4, с. 802—813; т. 7, с. 699—700. Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: в 41 т. — СПб., 1890—1907, т. 9-а, с. 912. Большая энциклопедия.

Словарь общедоступных сведений по всем отраслям знаний: в 20 т. // Под редакцией С. Н. Южакова. — СПб., 1900— 1905, т. 7, с. 748. Гурий Руготин (св. Григорий?) — св., игум. Иосифова мон., 1544 г. затем Волоколамск., Селижарова мон., архиепископ казанский и свияжский с 3 февр. 1555; † 2 декабря (5 декабря — неверно) 1563 г. Прич. к лику свят. с 4 окт. 1595 г. {Половцов}