Илия Муромец-Чеботок

— преподобный печерский, память 19 декабря, мощи почивают в Киеве, в Антониевой пещере.

Имя Ильи Муромца, как исторической личности, в первый раз встречается у Эриха Ляссоты, западно-европейского путешественника, посетившего Киев в 1594 г.: он говорит, что "вне церкви была гробница знаменитого героя или богатыря Elia Morowlina, о котором рассказывают много басен; гробница его теперь разрушена"; святым Ляссота Илью не называет.

Далее, описывая печерский монастырь, Ляссота сообщает, что в пещерах между прочим находились мощи некоего богатыря и товарища Elia Morowlina, известного в народе под именем Чеботка.

И так здесь Илья Муромец — богатырь и Илья Чеботко — святой являются двумя отдельными и самостоятельными лицами.

К ХVII ст. уже произошло смешение преданий об Илье Муромце со сказаниями об Илье Чеботке.

Это видно из "Teraturgema", монаха Киево-Печерской лавры Кальнофойского (Киев, 1638 г.), где говорится (стр. 16 и 70), что угодник Илья Муромец жил за 450 лет (значит около 1188 г.), и что народ зовет его Чеботком.

Священник И. Лукьянов (или Леонтий) пишет в 1701 г.: "видехом храброго воина Илью Муромца в нетлении под покровом златым, ростом яко нынешних крупных людей; рука у него левая пробита копием; язва вся знать на руке, а правая его рука изображает крестное знамение". Существует образ св. Илии, вырезанный на дереве одним Киево-Печерским монахом, вскоре после издания книги Кальнофойского.

В древних агиологических материалах имя этого св. Ильи не встречается.

Максимович упоминает, что на его памяти существовал в Киеве род дворян Чеботков.

Сергий, "Пол. месяц. востока", II, 332; "Путевые заметки Э. Ляссоты", Од. 1873, 19; Халанский, "Великорус. былины"; "Изв. Рус. Арх. Общ.", 2 вып. III т. (изображения древнего образа);

О. Миллер, "Илья Муромец и богатырство Киевское"; В. Миллер, "Экскурсы в область русского народного эпоса". {Половцов}