Исидор киевский митрополит

— последний русский митрополит из греков, уроженец Фессалоник, посвящен был константинопольским патриархом в митрополиты киевские; по прибытии в Москву убедил великого князя Василия Васильевича Темного отпустить его в Италию на созванный в то время собор. 8 сентября 1437 г. И. выехал из Москвы в сопровождении Авраамия, епископа Суздальского, и около ста духовных и светских лиц. Через Ригу, Любек, Лейпциг, Аугсбург и Тироль И. в 1438 г. прибыл в Феррару, где заседал собор, вскоре перенесенный во Флоренцию.

На этом соборе И. действовал не только в качестве архипастыря России, но и в качестве второго представителя антиохийского патриарха.

Избранный вместе с Марком Ефесским и Виссарионом Никейским в ораторы для прений со стороны греков, И., как и Виссарион (см.), выступил ревностным поборником унии и подписал хартию соединения церквей.

Сделанный кардиналом в один день с Виссарионом, И. с именем апостольского легата для всех северных земель отправился в Россию и из Венгрии разослал грамоты в епархии литовские, русские и ливонские с извещением о соединении церквей.

Успех И. в русско-литовских землях парализован был тем, что вел. кн. литовский Казимир объявил себя на стороне не папы Евгения, а Базельского собора и поставленного им папы Феликса.

В Волыни И. поставил епископа Даниила, согласившегося на унию; в Киеве кн. Александр дал И., как "отцу своему митрополиту", грамоту на всю свою вотчину ("Историч. акты", т. i, № 259), но киевская летопись утверждает, что И. изгнали из Киева. Весной 1441 г. И. прибыл в Москву с дружественным посланием папы к вел. кн. Василию; в первой же литургии в Успенском соборе И. помянул вместо вселенских патриархов Евгения папу, а по окончании службы диакон его с амвона прочел постановление Флорентийского собора.

Но вел. князь Василий тут же в храме стал изобличать И., приказал низвести его с престола и, посадив его под стражу в Чудове монастыре, созвал на собор епископов и знатнейшее духовенство, которые признали постановление Флорентийского собора противным древнему православному учению.

Осенью 1441 г. И. бежал в Тверь, но и вел. кн. тверской посадил его под стражу.

Из Твери И. бежал в Новгородок литовский, а оттуда в Рим. Во время осады турками Константинополя И. находился в стенах этого города и предлагал имп. Константину помощь от имени папы, с тем чтобы греч. духовенство признало постановление Флорентийского собора.

По взятии турками Константинополя И. попал в плен, но ушел из неволи в Рим, где он и † в 1462 г., нося звание константинопольского патриарха.

Ближайшие побуждения, руководившие деятельностью И., совсем почти не выяснены; мало известно о его образе мыслей и степени его образованности, так как то немногое, что уцелело из его произведений, разбросано по разным рукописям.

Изданное в "Патрологии" Миня (т. 159) извлечение из донесения И. о взятии Константинополя турками дает весьма недостаточное понятие о содержании этого произведения.

Ф. И. Успенский ("Историч. вестн.", 1887 г., № 12) склонен видеть в И. убежденного представителя нового политич. и религиозного направления, проявившегося в Византии, — направления, которое разделяли и Палеологи и которое выразилось в тяготении к Западу.

Во всяком случае И. был далеко не заурядным человеком.

Еще до назначения своего на русскую кафедру, он вел переписку с гуманистами.

Значительная часть известий о взятии Константинополя турками, вошедшая в позднейшие записки и сборники, заимствована из донесений И. папе, из писем его к Виссариону и др. кардиналам и из посланий его к разным коронованным особам. {Брокгауз}