Кирик

— диакон и уставщик новгородского Антониева монастыря, писатель XII в. Род. в 1108 г., ум. после 1137 г. От Кирика дошли до нас два сочинения, которые служат и источником для его биографии.

Одно — "Впрашание Кюриково еже впроша епископа ноугородского Нифонта и инех", списки которого входили в состав многих старинных Кормчих книг — след., "Впрашание" было небезызвестно в древней практике нашей церкви; имеются свидетельства, что "ответы", составляющие вторую его часть, служили практическим руководством для священников при отправлении ими духовных обязанностей. "Впрашание", признаваемое одним из важных памятников русской словесности XII в., заключает в себе, во-первых, вопросы, предложенные Кириком относительно религиозных обрядов и постановлений, уместности с религиозной точки зрения различных житейских приемов, обычаев и проч., и во-вторых, ответы лиц, к которым были обращены вопросы, а именно епископа новгородского Нифонта, игумена, а потом новгородского епископа Аркадия, новгородского архиепископа Илии и нескольких лиц мало известных — напр., Савина, Клима, игуменьи Марины и епископского чернеца Луки. Помимо биографического своего значения "вопросы" эти позволяют составить выгодное понятие об уме и степени начитанности их автора.

Священное писание, соборные постановления, творения святых отцов были, по-видимому, хорошо известны Кирику.

Впервые напечатано "Впрашание" в "Памятниках российской словесности XII в.", изданных в 1821 г. Калайдовичем, но не вполне и не совсем исправно.

Извлечение из него можно найти у Карамзина в его "Истории государства Российского", т. II, прим. 379. Другой труд Кирика, открыт в рукописном сборнике новгородской Софийской библиотеки под № 475 митрополитом Евгением, который изложил его содержание вместе с биографическими данными о Кирике в "Трудах Общества любителей российской словесности" за 1828 г., ч. IV, кн. I, стр. 122 и след. — труд этот: "Кириково учение, имже ведати человеку числа всех лет"; в другом списке, принадлежавшем М. П. Погодину, заглавие такое: "Сия книга 1 небеси сотворения, 2 исхода, 3 левитская" и проч. Это "Учение", представляющее собою хронологию и пасхалию и небезынтересное для истории развития математических наук в России, состоит из 18 параграфов.

Со второго параграфа начинаются вычисления числа месяцев, недель, дней и часов, протекших от сотворения мира; далее идут: — учение об индикте, о солнечном круге, о лунном круге, определения числа "веков мира", протекших от Адама до года написания книги Кириком, древняя астрология, определение числа високосных годов, учение о великом круге, о составе года. В конце сообщается о годе написания "Учения" — 1137 г. Знаток пасхалий и счетной мудрости, Кирик пользовался в своих вычислениях способами средневековой математики, как известно, весьма сложной и запутанной.

Кроме названных статей Калайдовича и митр. Евгения статья Бобынина: "Математические знания в России до ХVI в." (в "Журнале Министерства Народного Просвещения" за 1884 г. № 4). {Половцов} Кирик дух. писат., р. 1108, диакон и уставщик новгор.

Антониева мон., † после 1137. {Венгеров} Кирик (как теперь читают, но едва ли не вернее Клирик, без имени), автор известных "вопросов" Нифонту, епископу Новгородскому, 1156 г. {Половцов}