Климов Николай Степанович - Биография

Климов Николай Степанович

(Климов 1-й, сцен. псевд.; наст. фам. Шмаков) [1842, Петербург — 2(15).3.1918, Москва] — арт. оперы (бас-баритон), оперетты и драмы. Образование получил в гимназии и франц. пансионе Мюллера.

В 1860—69 служил в типографиях мин-ва внутренних дел и Академии наук и одновременно обучался пению в Бесплатной муз. школе у Г. Ломакина.

В 1870 дебютировал на драм. сцене (Нар. т-р Малафеева, Москва) в роли Василия Шуйского ("Дмитрий Самозванец"), в том же году участвовал в спектаклях нем. клуба. В 1871 — 74 выступал в водевилях, одноактных опереттах и дивертисментах в т-ре В. Берга, с 1874 работал в Киев. оперетте, в 1876—77 — в Псков. драме, в 1877 — в Чернигов. драме и оперетте.

В 1878—81 пел в Киев. опере (антр. И. Сетова), где дебютировал партии Сусанина ("Жизнь за царя" М. Глинки), затем в Моск. оперетте (антр. М. Лентовского), зимой — в петерб. опере и оперетте (антр. Картавова).

В 1882—87 выступал в опере, драме и оперетте в Одессе, Харькове, Таганроге, Вильно.

В 1887—1907 солист петерб.

Мариинского т-ра. Обладал редким по красоте тембра голосом обширного диапазона, драм. дарованием и сцен. культурой.

Оперные партии проходил под рук. Альбани и Бюхнера. 1-й исп. партий: Фоки ("Чародейка"), Мельника ("Князь Серебряный" Г. Казаченко), Пацюка ("Ночь перед Рождеством"), Заседателя ("Дубровский"), Лучника ("Сарацин"), Авидия Гиспо ("Сервилия"); на Мариинской сцене — Лютера ("Сказки Гофмана"); на рус. сцене — Главного судьи ("Далибор"). Др. партии: Неизвестный ("Аскольдова могила"), Мельник ("Русалка" А. Даргомыжского), Илья ("Вражья сила"), Демон ("Демон" А. Рубинштейна), Пристав, Скула, Гремин;

Мефистофель ("Фауст"), Марсель ("Гугеноты"), Кардинал ("Жидовка"). Партнеры: M. Долина, И. Ершов, М. Каменская, М. Корякин, И. Мельников, М. Михайлова, Э. Павловская, Ф. Стравинский, М. Фигнер, Ф. Шаляпин.

Пел п/у Ф. Блуменфельда, Э. Крушевского, Э. Направника.

В 1885 концертировал по городам России.

Лит.: Н. С. Климов. (Некролог) // Театр и искусство. 1918. № 10—11. С. ИЗ.