Кропоткин князь Петр Алексеевич (дополнение к статье)

— русский политический деятель, публицист и естествоиспытатель.

Издал в 1899 г. в Лондоне по-английски "Мемуары революционера", являющиеся выдающимся художественным произведением, неоценимым источником для истории революционного движения в России в 1870-ые годы, и отчасти в позднейшее время. Книга сразу была замечена и появилась в переводах на франц., нем., а вслед затем и на русский языки (в заграничном издании).

Кроме того К. напечатал: "Ideals end realities in russian literature" (Л., 1905); "Взаимопомощь среди животных и людей" (русский перев. А. Николаева, СПб., 1904; здесь он обосновывает свое моральное учение, основанное на отрицании дарвиновской борьбы за существование, как всеобъемлющего факта, лежащего в основе эволюции).

Начиная с конца 1905 г. революционные сочинения К. появляются в русских изданиях; вышли "Речи революционера" (вып. I, изд. Беляева, СПб., 1906), ожидаются следующие выпуски и "За хлебом". См. характеристику К. в предисловии Брандеса к его "Мемуарам революционера"; статью о нем в книге Степняка: "Подпольная Россия" (СПб., 1905); Laurentius, "Krapotkins Morallehre und deren Beziehungen zu Nietzsche" (Дрезден, 1896). {Брокгауз} Кропоткин, князь Петр Алексеевич [псевдонимы: Бородин, Левашов; 27.11(09.12).1842—08.02.1921] — один из гл. деятелей рус. и междунар. анархизма, социолог, географ и геолог.

Род. в Москве.

Происходил из старинного княжеского рода. Окончил Пажеский корпус (1862). В 1867 вышел в отставку, учился на физ.-матем. ф-те Петерб ун-та. В 60-е гг. приобрел известность как ученый-географ.

В 1872, посетив Бельгию, Швейцарию, примкнул к бакунинскому крылу Интернационала.

Вернувшись в Россию, участвовал как анархист в народническом движении.

Вел пропаганду среди петерб. рабочих.

В 1874 арестован и заключен в Петропавл. крепость.

В 1876 бежал и эмигрировал за границу, где развернул пропаганду идей анархизма.

В изгнании провел 40 лет. В 1917 возвратился в Россию.

Признал Октябрьскую революцию, но отрицательно отнесся к диктатуре пролетариата, оставался противником гос. власти.

Для филос. взглядов К. был характерен натурализм.

Критически относясь к построениям Гегеля и методу Маркса, К. полагал, что диалектика д. б. заменена "строго науч. индуктивным методом". В качестве основы своей социол. и этики К. использовал эволюц. идеи Дарвина.

Полагая, что интерпретаторы последнего неправомерно делают упор на роли борьбы (и вражды) в эволюции природы, К. считал наиболее ценными для соц. иссл. др. фрагменты дарвиновского учения, а именно те, к-рые свидетельствуют о важной роли взаимной поддержки, "солидарности" особей внутри вида для выживания данного вида. Развивая этот мотив, К. сформулировал "биол. закон взаимной помощи", имеющий силу как в природе, так и в человеч. об-ве и на его основе — периодизацию истории.

Взаимная помощь, по К., есть "инстинкт общительности, к-рый медленно развивался среди животных и людей в течение чрезвычайно долгого периода эволюции, с самых ранних ее стадий, и к-рый научил в равной степени животных и людей сознавать ту силу, к-рую они приобретают, практикуя взаимную помощь и поддержку, и осознавать удовольствия, к-рые можно найти в обществ. жизни". К. считал, что периоды, когда ин-ты, имевшие целью взаимную помощь, достигали своего наивысшего развития, были также периодами величайшего прогресса в обл. искусства, промышленности и науки. К ин-там взаимопомощи он относил род, племя, деревенскую общину, средневековый город, гильдию, рабочие союзы и др. организации, но никоим образом не гос-во. Гос-во, по К., создает препятствия для осуществления принципа взаимопомощи, оно — источник насилия, войн, неравенства, разделения об-ва на классы: "Гос-во — это покровитель крепостного права, покровитель мироедства, заступник хищничества, защитник собственности, основанной на захвате чужой земли и чужого труда". Гос-во, как и частная собственность, деморализует человека и противостоит прогрессу.

Положительно оценивая революции как необходимое средство разрушения ин-тов, затрудняющих прогресс, К. считал, что результатом ожидаемой им революции должна стать высшая ступень обществ. эволюции — анархия.

Целью революции должно стать "довольство для всех", движущей силой — пролетариат на Западе и крестьянство в России.

В безгосударственном анархическом об-ве, основанном на совм. владении всеми богатствами, должны осуществиться принципы свободы и равенства.

И.Ю.Алексеева К. стремился к созданию стройной теории анархизма, пытался обосновать его роль в соц. мысли. Ему принадлежит приоритет в открытии механизма влияния турбулентных потоков и хаотичных флуктуации в соц. сфере, подробно описанного им в фундам. науч. труде "Новые времена" (Barcelona, 1904). На многие десятилетия К. предвосхитил инновации совр. зап. филос. и методол. науки. К. рассматривал анархию в трех аспектах: как способ действия, как соц. теорию и как часть общефилос. системы.

Он считал, что анархия — неотъемлемая часть новой науки, защищающей принцип всеобщности науч. знания, а анархистское мышление — одно из направлений филос., взаимосвязанной с будущим цивилизованного мира. К. полагал, что иссл. турбулентные потоки в соц. сфере возможно по аналогии с естествознанием.

Его теор. подход сводился к следующему: в природе все взаимосвязано и ассоциировано, деятельность любого организма складывается из функционирования агломератов клеток, причем каждая клетка ведет свою жизнь в определ. пространстве.

По аналогии должны функционировать и науки об об-ве — история, полит. экономия.

Полит. наука призвана ответить на вопросы: до какого предела индивидуум свободен в своих поступках, до какой степени гос-во удовлетворяет потребность своих граждан в местной автономии, каков интеллектуальный уровень каждого члена об-ва, поскольку уровень знаний индивидуума определяется полит. состоянием нации. В целом распространение инновационных идей в гуманит. науках К. связывал с процессом освобождения личности, призывая ученых не уходить в сферу абстракций, предавая забвению страждущего человека.

По его мнению, только изучая механизм поддержания равновесия в природе и спонтанно возникающие катаклизмы в космогенных процессах, возможно постичь скрытую гармонию природы и отыскать механизм гармонии человеч. отношений.

Существование гармонии, порядка обусловлено не причинами божественного характера, не законами, навязанными одной из активных сил, а состоянием свободного равновесия между всеми силами, действующими в одной точке. Даже в условиях относительного покоя может сработать эффект накопления энергии, к-рый приведет к преобразованию, катаклизму, революции.

С др. стороны, и состояние гармонии отнюдь не длится вечно. Гармония не может существовать без постоянно изменяющегося бытия, в этом случае источник развития — сама жизнь. К. подчеркивал, что необходимо различать гармонию небесных пространств, чей ритм слагался миллионами веков, и гармонию соц. жизни, развивающуюся ускоренными темпами.

Эволюция не носит линейного характера.

Ее непрерывно пересекают локальные революции — периоды ускоренного развития, к-рые составляют часть гармонии природы и в свою очередь стимулируют новые процессы в науке. К. считал, что в процессе эволюц. развития цивилизаций филос. может дать человеку не метафиз. абстракцию, а синтез всех явлений, происходящих во Вселенной, органической и обществ. жизни, человеч. отношениях, применить теор. положения к каждому отдельному событию в обществ. жизни и повседневной борьбе за существование.

Поэтому он рассматривал анархию как одно из направлений в науке, считая, что ее теор. истоки восходят к греч. филос. "Философия, с одной стороны, занимаясь изучением наук, с др. стороны,-анархии, представляет собой синтез двух равнозначных импульсов движения души, двух сестер, идущих рука об руку,— писал он. — Вот почему мы можем утверждать, что анархия — это более чем утопия, более чем теория; это — филос., необходимая нашей эпохе". Основу гармонического об-ва К. видел в добровольных ассоциациях и свободных организациях граждан, существующих на принципах анархии, в создании новых связей солидарности.

К. критиковал маркс. школу за "неподвижность", погружение в абстракции.

По его мнению, смысл революции в рамках концепции анархизма заключается в быстром изменении соц. ин-тов, к-рые можно изменить, и постепенном реформировании остальных, не затрагивая фундам. принципов последних.

Процесс наполнения идеологии новым содержанием должен происходить эволюционно и гуманно. (De Moderne Staat. Een Bundel Argumenten in de Strijd tegen het Parlamentarisme. Amsterdam, 1911). Л.Н.Панкова Соч.: Коммунизм и анархия. [Б.м.], 1899—1900; Анархизм.

Его философия и его идеал. Пер. с франц. [Б.м], 1900; Хлеб и воля. 1892. (Рус. пер. 1902); Государство, его роль в истории.

Женева, 1904; Завоевание хлеба. СПб., 1906; Анархия и ее философия. [Б.м.], 1905; Революция в России.

СПб., 1906; Нравственные начала анархизма.

М., 1906; Взаимная помощь как фактор эволюции.

СПб., 1907 (М., 1918); Анархия и ее место в социалистической эволюции. 1887. (Рус. пер. 1907); Русская революция и анархизм.

СПб., 1907; Собр. соч. Т.1—7. СПб., 1906—1907; Война и капитализм. [Б.м.], 1914; Коммунизм и анархия.

Пг., 1919; Современная наука и анархия.

Пг. —М., 1921; Речь бунтовщика.

Пг., 1921; Этика. Т.1. Пг. —М., 1922; Взаимная помощь среди животных и людей как двигатель прогресса.

Пер. с англ. Пг., 1922; Должны ли мы заняться рассмотрением идеала будущего строя? // Былое. М., 1922. № 17; Дневник.

М.—Пг., 1923; Записки революционера.

М., 1926 (М.—Л., 1933); Хлеб и воля. Современная наука и анархия.

М., 1990; Этика: Избранные труды. М., 1991; Анархический коммунизм // Образ будущего в русской социально-экономической мысли конца XIX — начала XX века. Избранные произведения.

М., 1994. Кропоткин, князь Петр Алексеевич Род. 1842, ум. 1921. Революционер, теоретик анархизма.

Участник кружка "чайковцев" (1872—74), других анархических организаций. 1876—1917 гг. провел в эмиграции.

Опубликовал труды по этике, социологии, истории Великой французской революции, мемуары ("Записки революционера", 1902). О