Лансере Евгений Александрович - Биография

Лансере Евгений Александрович

— скульптор; род. 12 августа 1848 г. в Моршанске, тамбовской губ., ум. 23 марта 1886 г., в своем имении близ Харькова.

Внук французского выходца, принявшего русское подданство.

Первоначальное воспитание получил под руководством гувернеров в доме бар. Вернези, своего деда со стороны матери, в Моршанске; затем окончил курс во 2-й петербургской гимназии и в Петербургском университете, откуда вышел в 1869 г. со степенью кандидата юридических наук. Скульптуре ни у кого не учился; образовал из себя художника сам, совершая ежегодные поездки по всей России и ее юго-восточным окраинам по преимуществу, а также по Европе, посетил Алжир; всюду лепил местные типы; еще будучи студентом выставлял свои произведения, за которые получил в 1866 г. звание классного художника 2-й степени, в 1869—1-й степени, а в 1876 г. звание почетного вольного общника академии.

Не раз получал награды на всемирных выставках.

Число его произведений доходит до 400; особенною известностью пользуются его группы: "Джигитовка", "Сокольничий", "Прощание"; во множестве копий они разошлись по всей России и являются едва ли не самыми популярными у нас образчиками скульптуры. "Художественный журнал", 1886, февраль. {Половцов} Лансере, Евгений Александрович — талантливый скульптор (1848—1887), лепивший исключительно небольшие фигуры и группы.

Происходил из французской фамилии, поселившейся в России; род. в Моршанске, общее образование получил во 2-й спб. гимназии, а затем прошел курс юридических наук в спб. университете и в 1869 г. получил степень кандидата.

Начав еще на школьной скамье любительски заниматься леплением фигурок лошадей и людей, быстро усовершенствовался в этом деле, благодаря внимательному изучению натуры и посещению мастерских опытных скульпторов, в особенности Либериха.

Двукратная поездка в Париж дала ему возможность видеть образцовые произведения мелкой скульптуры в музеях и ознакомиться с приемами отливки художественной бронзы.

Материал для творчества доставляли ему, главным образом, его собственные наблюдения над типами и бытом казаков, киргизов, башкир, кавказцев, с их бойкими и выносливыми конями, — наблюдения, для которых он почти ежегодно предпринимал поездки в наши степные губернии и азиатские окраины.

Кроме того, он брал темы из прошлого России, из последней нашей войны с Турцией и, после поездки, в 1883 г., в Алжир — из тамошней жизни. Работы Л. являлись на академических выставках с 1869 по 1879 г., некоторые из них находились на всемирных выставках в Вене, в 1873 г., и в Париже, в 1878 г., а также на всероссийской выставке 1882 г. в Москве.

Значительное количество их было собрано на специальной выставке, устроенной художником в 1886 г. в СПб., вместе с другим скульптором, А. Обером.

В 1869 г. Имп. акад. худ. присудила Л. звание классного художника 2-й степени, в 1872 г. повысила его из этого звания в классного художники 1-й степ. и в 1876 г. признала своим почетным вольным общником.

Превосходная передача типических черт людей, их племенного характера и особенностей различных лошадиных пород, естественность и живость воспроизведенных движений и изящная, деликатная лепка отличают как отдельные фигуры работы Л., так и его сложные группы, каковы напр. "Тройка" (1869), "Отправление на базар" (1870); "Царскийсокольничий XVII ст." (1872); "Ловля степной лошади" (1878); "Табун кабардинских лошадей" (1878); "Запорожец после битвы" (1878); "Киргизский косяк на отдыхе" (1882); "Казаки-фуражиры" (1879); и т. п. Всех произведений Л. насчитывается до 400; многие из них приобретены, с правом на издание, фабрикантами серебряных и бронзовых изделий и распространены в значительном количестве экземпляров не только в России, но и в чужих краях. А. С—в. {Брокгауз}