Леонов Лев (Леон) Иванович

(Леонов — сцен. псевд.; наст. фам. Шарпантье) [1813 (в нек-рых источ. 1815), Петербург — ок. 1872] — арт. оперы (тенор) и педагог.

Сын пианиста и композитора Дж. Фильда и арт. франц. оперной труппы певицы Шарпантье.

Муж М. Леоновой.

Музыке обучался у отца. В 1833—64 с перерывами выступал на Петерб. сцене (Большой т-р, Александрийский т-р. Театр-цирк; Мариинский т-р с 1860), где дебютировал в партии Альмавивы — "Севильский цирюльник" Дж. Россини).

В конце 1840-х гг. пел на сцене моск. Большого т-ра, в 1849 гастролировал в Н. Новгороде.

В 1850-х гг. выступал в основном в характерных и комедийных ролях. Обладал красивым, звучным голосом мягкого тембра.

Один из критиков писал, что Л. был "актер с чувством и увлечением; он с равным успехом пел партии итальянских, немецких и французских опер и сочинения русских композиторов" ("Театрал", карманная книжка для любителей театра. — СПб., 1853. С. 40—41). 1-й исп. партий: Собинина ("Жизнь за царя" М. Глинки), Прохожего ("Параша-Сибирячка"), Финна ("Руслан и Людмила"), Алексея Петровича ("Ольга, дочь изгнанника"), Феба ("Эсмеральда" А. Даргомыжского), Гульбранда ("Ундина"), Сидорки ("За богом молитва, за царем служба не пропадает"), Тверского ("Куликовская битва"), Фомки-дурачка ("Фомка-дурачок"), Алкада ("Чародей"); в Петербурге — Никанора ("Тоска по родине"), Феба ("Эсмеральда" А. Даргомыжского), Торопки ("Аскольдова могила"), Горацио ди Массарены ("Черное домино, или Таинственная маска"), Скопетто ("Сирена"); в моск. Большом т-ре — Финна ("Руслан и Людмила"); на рус. сцене — Фиорелло ("Фенелла, или Немая из Портичи", на итал. яз.), Тристана ("Марта, или Ричмондский рынок"), Неморино ("Любовный напиток"), Эльвино ("Сомнамбула"), Дженнаро ("Лукреция Борджа"), Оливье д''Антраг ("Мушкетеры королевы"), Скопетто ("Сирена"), Барберино ("Алессандро Страделла"). Лучшие партии: Торопка, Соби-нин, Феб, Фиорелло.

Симеон, Альмавива ("Севильский цирюльник" Дж. Россини), Финн (готовил под рук. М. Глинки). "Лучше всех в опере "Руслан и Людмила" Леонов.

С какой силой, влечением и глубоким чувством поет он балладу" (Ф. Кони). Др. партии: Тарабар ("Днепровская русалка"); Дандоло, Эдгар, Фра-Дьяволо.

Партнеры: С. Гулак-Артемовский, А. Живов, К. Колковская, Д. Куров, Э. Лилеева, О. Петров, А. Петрова-Воробьева, Е. Семенова, М. Степанова.

Пел п/у К. Альбрехта, И. Иоганниса, К. Кавоса, К. Лядова, А. Рубинштейна.

В концертах исп. сольные партии в ораториях "Торжество Евангелия" И. Эльснера (1-й исп., 27 марта 1840) и "Петр Великий" И. Фукса, в оде-симфонии "Христофор Колумб, или Открытие Нового света" Ф. Давида (26 марта 1848, 1-е исп. в России).

В 1860-х гг. жил в Новочеркасске, где преподавал пение. Среди его учеников — А. Панаева-Карцева.

Лит.: Об игре г-на Леонова на Московской сцене // Галатея. 1840. № 12. С. 218—219; Арнольд Ю. К. Воспоминания. — М., 1892. Вып. П. С. 127; Григорович Д. В. Литературные воспоминания. — Л., 1928; Кюи Ц. А. Избранные статьи / Сост., автор вступ. статьи и прим. И. Л. Гусин.— Л., 1952. С. 518; Одоевский В. Статьи о М. И. Глинке. — М., 1953: Глинка в воспоминаниях современников / Под общей ред. А. А. Орловой. — М., 1955. С. 245. 255; Гозенпуд А. А. Русский оперный театр XIX века. 1836—1856. — Л., 1969; Беляков Б. Н., Блинова В. Г. Боpдюг Н. Д. Оперная и концертная деятельность в Нижнем Новгороде — городе Горьком. — Горький, 1980. С. 184—185.