Мариенгоф Анатолий Борисович

[1897—] — поэт. Род. в дворянской семье. Принадлежал к группе "имажинистов" (cм. "Имажинизм"). Печатается с 1918. Творчество Мариенгофа — один из продуктов распада буржуазного искусства после победы пролетарской революции.

В первых своих стихах М. еще "прославляет" революцию как хаотическую стихию, представляющую простор для проявлений удальства и разгула.

Одновременно у М. выступает на первый план и типичный эгоцентризм буржуазного эпигона, выражающийся во всевозможных "широких" фрондерских по адресу пролетарской революции жестах.

Все это сочетается у Мариенгофа с подчеркнутым эпатированием читателя, с порнографической окраской ряда образов, вообще — с характернейшей цинической опустошенностью потерпевшей полный крах социальной группы.

Мотив города, неоднократно варьируемый в поэтическом творчестве Мариенгофа, развертывается с болезненным надрывом. "Город, любовью к тебе гнию, свое ненавидя зачатье"; окна этого города "харкают желтой кровью". Поэт видит в нем лишь тюрьму для своего обостренного, неврастеничного индивидуализма.

Социально-идейная направленность Мариенгофа крайне ограничена.

На нем сказались принципы имажинистской школы, берущей за основу фетишизированный образ, понятый крайне формалистично и узко, только как метафора ("Голубые щеки далей", "Из сердца бьют фонтаны седины"). После непродолжительного кокетничанья с революцией М. быстро к ней остывает.

Сборник "Новый Мариенгоф" [1922—1926] носит уже отпечаток крайнего пессимизма и обреченности.

Для этого сборника особенно характерны плоское славянофильство (мотив "Руси") и культ упадочного эротически-кабацкого самозабвения.

Кроме стихов М. выпустил автобиографический "Роман без вранья", посвященный главным образом интимным сторонам жизни Есенина и своей собственной.

Эгоцентрическая развязность, самовлюбленность, склонность к дешевой сенсации делают эту книгу одновременно и бульварно-мещанским "чтивом" и демонстрацией опустившегося буржуа против нового уклада жизни, создаваемого революцией.

Библиография: I. Витрина сердца, Стихи, издание "Стожары", Пенза, 1918; Магдалина, изд. 2-е, М., 1919; Кондитерская солнц, Поэма, М., 1919; Буян-остров, М., 1920; Руки галстуком, М., 1920; Стихами чванствую, М., 1920; Тучелет, М., 1921; Развратничаю с вдохновением, М., 1921; Разочарование, Поэма, М., 1921; Заговор дураков, Трагедия, М., 1922 (все в изд. "Имажинисты"); Двуногие, Ироническая трагедия, изд. автора, М., 1925; Роман без вранья, изд. "Прибой", Л., 1927 (неск. изд.); Стихи и поэмы, 1922—1926 (на обложке — "Новый Мариенгоф"). II. Абpамов Арс., Воплощение (Есенин, Мариенгоф), М., 1921; Григорьев С., Пророки и предтечи последнего завета.

Имажинисты, М., 1921; Львов-Рогачевский В, Л. Имажинизм и его образоносцы, М., 1921; Шершеневич В., Кому я жму руку, М., 1921; Устинов Г , Имажинисты, "Литературная неделя", 1922, № 4 ; Шапирштейн-Лерс Я., Общественный смысл русского литературного футуризма, М., 1922. III. Владиславлев И. В., Литература великого десятилетия (1917—1927), т. I, Гиз, М. — Л., 1928. Ан. Тарасенков. {Лит. энц.} Мариенгоф, Анатолий Борисович Род. 1897, ум. 1962. Прозаик, драматург, поэт, близкий имажинистам.

Автор сборников стихов "Витрина сердца" (1918), "Стихами чванствую" (1921), "Разочарование" (1922), "Стихи и поэмы 1922—26", романов "Роман без вранья" (1927), "Циники" (1928), "Бритый человек" (1929), пьес. Друг С. Есенина.