Матфей митрополит Казанский

— митрополит Казанский и Свияжский. 2 июля 1606 года отец Матфей был назначен игуменом Кирилло-Белозерского монастыря.

Он управлял монастырем в тревожное Смутное время (1606—1615), при этом проявил незаурядные администраторские способности и мудрую распорядительность.

Организовал защиту монастыря от натиска литовцев и поляков.

Своими патриотическими действиями он завоевал большое доверие со стороны духовной и светской власти.

В 1613 году его пригласили в Москву для избрания нового царя, где он был видным деятелем на состоявшемся 21 февраля 1613 года Великом Земском Соборе.

Патриотическая и общественная деятельность игумена Матфея выдвинула его из ряда других духовных лиц, он был избран кандидатом на Казанскую митрополию. 7 февраля 1615 года состоялась хиротония архимандрита Матфея во епископа Казанского и Свияжского с возведением в сан митрополита. 8 Казанском крае было в то время очень неспокойно.

Отголоски Смутного времени прокатились по всему Поволжью.

Поэтому на Казанскую кафедру требовался архипастырь деятельный и твердый.

Этими качествами и отличался преосвященный Матфей.

Деятельность митрополита Матфея в Казанской епархии была обширна и разнообразна.

В первую очередь ему пришлось усмирять взбунтовавшихся иноверцев, часто приходилось разбирать спорные дела казанских воевод, мирить их между собой. С ним советовались по всем житейским вопросам, он мог ответить и как организовать оборону города, и какое оружие применить, и где его достать.

Владыка Матфей пользовался доверием царя и патриарха, которые прислушивались к мнению Казанского архипастыря как человека объективного в своих суждениях.

Митрополит Матфей, являясь, в сане иерарха, мужем государственным, по прибытии в Казань проявил себя как церковный деятель и радетель о своей разноплеменной пастве и как печальник о разных нуждах своей епархии.

Он стремился укрепить Православие в епархии.

С этой целью осуществил перенесение почитаемых в Казани мощей святителя Гурия из Спасо-Преображенского монастыря в кафедральный Благовещенский собор (20 июня 1630 года). Большое значение в деле укрепления Православия в крае имела миссионерская деятельность митрополита Матфея.

Однако напряженная обстановка среди новокрещенных, сложившаяся в период Смутного времени, не давала возможность широко развернуть миссионерское дело. Поэтому святитель Матфей стремился в первую очередь удержать в Православии тех, кто принял уже крещение раньше, защищая их от некрещенных соплеменников.

Большое внимание уделял митрополит Матфей строительству монастырей в крае, справедливо считая их опорой Православия.

При нем возникла знаменитая Седмиезерная Богородицкая Вознесенская пустынь в 18 км от Казани.

Этой обители преосвященный Матфей уделял много внимания.

Почти одновременно с Седмиезерной была устроена по благословению владыки и другая славная Казанская пустынь — Раифская Богородицкая.

К первым годам его управления Казанской епархией относят устройство Троицкой Ураевской пустыни.

В 1625 году возникла четвертая православная обитель при митрополите Матфее — Юнгинский Спасский Космодамиановский монастырь.

Через три года в обители было построено две церкви: одна в честь Нерукотворного Образа Спасителя, другая в честь Казанской иконы Божией Матери.

Много внимания уделял владыка благоустройству архиерейского дома. Святитель Матфей плодотворно управлял Казанской епархией в течение 31 года. Скончался 13 января 1646 года. Погребен в кафедральном соборе у северной стены. Литература: Никанор (Каменский), архиепископ.

Казанский сборник статей архиепископа Никанора (Каменского). — Казань, Церковное историческое общество, 1909, с. 479. Булгаков С. В. Настольная книга для священно-церковнослужителей. — Киев, 1913, с. 1401. Строев П. М. Списки иерархов и настоятелей монастырей Российской Церкви. — СПб., 1877, с. 56, 288. Н. Д[урново]. Девятисотлетие русской иерархии 988—1888. Епархии и архиереи. — М., 1888, с. 49. Прибавления к "Церковным ведомостям". — СПб., 1915, № 3—8. Православный собеседник. — Казань, 1901, январь, с. 17. Известия по Казанской епархии. — 1885, № 17, с. 577. — 1902, № 4, с. 161—174. — 1907, № 42, с. 1310. Самарские епархиальные ведомости. — 1878, № 22, с. 454. Русский архив. — М., 1901. — Кн. 1, № 2, с. 195. Православная богословская энциклопедия или Богословский энциклопедический словарь: в 12 т. // Под ред. А. П. Лопухина и Н. Н. Глубоковского. — СПб., 1900—1911. — Т. 7, с. 705. Полный православный богословский энциклопедический словарь: в 2 т. // Изд. П. П. Сойкина. — СПб., б. г. — Т. 2, с. 1138.