Радуль-Затуловский Яков Борисович

[08.(21).09.1903—20.08.1987] — спец. по истории яп. филос.; д-р ист. наук, проф. Преподавал на яп. отделении вост. ф-та ЛГУ. Осн. сфера филос. интересов — развитие материализма в Японии в противовес традиц. конфуцианским и буддистским представлениям, а также идеологии "японизма". Р. исследована неизвестная ранее обл. — развитие материалистич. традиции Дальнего Востока.

Р. критиковал традиц. воззрения "японизма" на процесс эволюции филос. мысли в Японии (да и в Китае) как чисто идеалистической и религ. Осн. воззрения Р. на формирование яп. атеизма и материализма как культурно-значимого, независимого пласта вост. мысли сложились на основе изучения работ На-гато Хироси, а также общения с материалистич. настроенными философами Саигуса Хирото, Иэнага Са-буро, Нарамото Тацуя и др. Этих взглядов Р. придерживался уже в своих ранних работах: "Фальсификация истории философии японским фашизмом" (1939), "Материалистическая философия Ито Дзэн-сай" (1941), "Материалистическая философия Накаэ Темин" (1949). Именно эти работы легли в основу курса лекций, читавшихся на вост. ф-те ЛГУ. Изучая выдающихся философов феодальной Японии — Андо Сеики, Ягамата Банто; капиталистам.

Японии — Накаэ Темин, Ктоку Сюсуй, Каваками Хэдзимэ,— исследователь приходит к выводам, что материалистич. линия сложилась давно и заслуживает серьезного отношения.

Он критикует идеи "японизма" о том, что атеизм и материализм противоречат "яп. духу", что они не могли развиваться на яп. почве и не развивались самостоятельно, вне посторонних влияний, критикует идеи Вост. филос. об-ва (Тоетэцугакукай) и Об-ва для изучения приведений (Екайкэнкюкай).

Р. полагал, что синто, даосизм и буддизм содержат "немало идей, к-рые развивались по линии антииррационализма, антимистицизма, даже атеизма и антиклерикализма" еще в дотокугавскую эпоху (т. е. до 1542). Можно заметить, что воззрения Р. находились под определяющим влиянием подавляющей материалистич. атмосферы в обществ. кругах 30—60-х гг., а также в известной мере свойственного тем годам духа непримиримой категоричности и известных "натяжек" в обращении с первоисточниками.

Так, автор пытается представить сущность яп. космогонии как стихийно-материалистическую, для чего весьма вольно трактуются "Кодзи-ки" ("Древняя история", 710 г.) и "Нихонги" ("Анналы Японии", 720 г.). Монография Р. "Андо Сеэки, философ материалист XVIII века" (М., 1961) посвящена неизвестной прежде обл. обществ. мысли Японии.

Монография "Конфуцианство и его распространение в Японии" (М.—Л., 1947) заполняет пробел в востоковедческой отеч. и мировой литературе, вместе с тем автор весьма произвольно трактует конфуцианство как "реакционное этико-полит. учение", "идеологию феодализма", что затрудняет более глубокий анализ двухтысячелетнего влияния этой мировоззренч. системы на все дальневост. об-во. Монография "Из истории материалистических идей в Японии в XVII — пер. пол. XIX в." (М., 1972) посвящена подробному анализу крупнейших фигур яп. материалистич. филос— Ито Дзинсай (1627—1705), Кайбара Экикэн (Эккэн)(1630—1714), Муро Кюсю (1658—1734), Яма-гата Банто (1746—1821), Камада Рюо (1754—1821). Работы Р. внесли весомый вклад в иссл. незамечаемой ранее материалистич. традиции в яп. филос. мысли. М.А Мамонова