Розова Сталя Сергеевна

(р. 18.12.1932) — спец. в обл. гносеологии, эпистемологии и филос. науки; д-р филос. наук, проф. Род. в Ленинграде.

Окончила филос. ф-т Ленингр. ун-та (1955) и асп. по кафедре филос. Новосиб. ун-та. С 1958 работала на кафедре филос. СО АН СССР (лаборант, асс.), затем — на кафедре филос. Новосиб. гос. ун-та (ст. преп., доц., с 1988 — проф). Преподает на филос. ф-те Новосиб. гос. ун-та, зав. каф. филос. Новосиб. гуманит. ин-та. Докт. дисс. — "Гносеологический анализ классификационной проблемы в современной науке" (1986). В трудах Р. на базе теории соц. эстафет М.А. Розова и возникших на ее основе эстафетных моделей знания, науки и культуры сделана попытка построить эстафетную модель классификации, выявить традиции трансляции соц. опыта, взаимодействие к-рых привело к появлению особой родо-видовой организации ячеек соц. памяти.

Классификация предстала как особая структура соц. памяти, исторически сложившаяся в результате стихийных процессов трансляции опыта жизни и деятельности людей, что привело к формированию классификационного взгляда на мир и классификационных структур речи и мышления, а затем получила еще ряд социокультурных способов существования — форму логич. операции деления понятий, форму метода эм-пирич. науч. иссл. и даже форму представления науч. теории несмотря на то, что классификация во многих отношениях выступает антиподом науч. теории.

Феномен естеств. классификации оказался социокультурным продуктом, выражающим потребность людей в хорошо устроенной соц. памяти, а классификац. проблема — особым рефлексивным механизмом теоретизации науки. В работах Р. проанализирована проблема онтологизации знания, лежащая в основании возникновения феномена науч. онтологии в рамках становления класс. науки и раскрывающая социокультурную природу предметной реальности науки. Работы Р. посвящены попыткам приложения теории соц. эстафет и куматоидной онтологии к анализу процессов, происходящих на рубеже класс. и некласс. науки, в ходе аксиол. сдвигов в ориентациях ученых, все более осознающих социокультурную природу всех сторон и аспектов науч. деятельности, человекотворч. характер объективной науч. истины, ограниченность натуралистической методол.

Р. с коллегами собрали и проанализировали фактический материал, сохраняющий историю работы в Новосибирском Академгородке в 60-е и 70-е годы семинара М.А.Розова по эпистемологии и филос. науки. История семинара важна как фрагмент "теневой" филос. в истории нашей филос. мысли эпохи тоталитаризма.

Соч.: Научная классификация и ее виды // ВФ. 1964. № 8; Философское осмысление классификационной проблемы // Там же. 1980. № 8; Методологическая деятельность ученого // Методологические проблемы науки. Новосибирск, 1981; Проблема предмета методологии науки // Проблемы методологии науки. Новосибирск, 1985; Философская культура ученого как феномен взаимодействия философии и науки // Проблемы методологической культуры ученого.

Новосибирск, 1986; Классификационная проблема в современной науке. Новосибирск, 1986; Классификационная проблема как рефлексивный механизм тео-ретизации науки // Классификация в современной науке. Новосибирск, 1989; Исследование классификации и классификационной проблемы // На теневой стороне.

Новосибирск, 1996; Проблема онтологизации // На теневой стороне.

Вып.2. Новосибирск, 1997; Домашний семинар по эпистемологии и философии науки в Новосибирском Академгородке // Летняя философская школа "Бурмистрово-99". Новосибирск, 1999; Проблема способа бытия философии в культуре // Проблема способов бытия объектов исследования в гуманитарных и естественных науках.

Новосибирск, 2000; Несогласие как феномен, за которым стоят сущностные механизмы жизнедеятельности науки // Феномен несогласия в науке и культуре.

Новосибирск, 2000.