Соловьева-Андреева Мария Александровна

— оперная певица (колоратурное сопрано), род. 19 сентября 1856 в Москве; готовилась быть пианисткой, но 13-ти лет стала изучать пение у г-жи Вальзек и через год была отвезена в Дрезден к Рицу, по рекомендации которого 15-ти лет выступила в концерте Лейпцигского Гевандгауза (вариации Роде). Проучившись еще два года за границей, С. с успехом дебютировала на СПб. Мариинской сцене, где пела 1874—77, после чего пела в Милане, Буэнос-Айресе, Монтевидео и др., с 1880 снова в Италии (в 1891—92 в Милане на сцене "La Scala"), Испании и др. 1892 С. оставила сцену и поселилась в Москве в качестве преподавательницы пения. {Риман} Соловьева-Андреева, Мария Александровна (урожд. Соловьева; по мужу Андреева) [19.10(1.11). 1856, Москва — 30.5. (12.6). 1909, там же] — арт. оперы (драм. сопрано) и педагог.

Жена Н. А. Андреева, мать Натальи и Александра Андреевых-Вергиных.

Род. в семье врача. В детстве проявила яркие муз. и вокальные способности, на к-рые обратил внимание Н. Рубинштейн.

Под его рук. начат обучаться игре на ф-п. С 13 лет брала уроки пения у Б. Вальзек, с 17 лет продолжала заниматься пением в Дрездене под рук. дирижера Королевского т-ра и педагога Рицца. В 1871 по предложению симф. дирижера К. Рейнеке выступила в конц. зале "Гевандхауз" в ансамбле со скрипачом Ф. Давидом (исп. вариации П. Роде) и произвела необычайное впечатление.

По желанию присутствовав-шего на концерте саксонского короля ее портрет был вывешен на стенах галереи "Гевандхаузена". В 1871 под рук. А. Даргомыжского подготовила партию Изабеллы ("Роберт-Дьявол"), в к-рой дебютировала на сцене петерб.

Мариинского т-ра (выступала здесь два сезона).

В 1873—75 совершенствовалась в вокальном искусстве в Париже у П. Вартеля и в Милане — у А. Буцци. В 1875 дебютировала в партии Виолетты на сцене милан. т-ра "Даль Верме", потом пела в лучших т-рах Италии.

В 1877— 80 выступала в Южн. Америке (Бразилия, Перу; Чили, Парагвай, Уругвай, Аргентина), затем в Париже (т-р "Гранд-Опера"), Венеции (1880), Барселоне (1881), Вероне (1881), Милане (т-р "Ла Скала", 1891—92). В 1882 гастролировала в Петербурге (выступила в своей лучшей партии Валентины) и Москве (дала неск. сольных концертов).

В том же году выступала в Мадриде (Королевский т-р; здесь пела в "Семирамиде" Дж. Россини), Севилье, Барселоне, Лиссабоне.

Позже, по желанию восхищенного ее пением Ж. Массне, исп. партию Саломеи ("Иродиада") в неаполитанском т-ре "Сан-Карло", потом пела в городах Германии и Константинополе.

В 1885—87 (?) солистка моск. Большого т-ра. На сцене выступала до 1892. Обладала легким, гибким, сильным голосом чарующего "бархатного" тембра, владела первоклассной вокальной школой (легко преодолевала все трудности вокализации).

Исп. отличалось тончайшей фразировкой и артистизмом.

Голос певицы критики сравнивали с Дж. Гризи, М. Маркези, Э. Фреццолини. 1-я на рус. сцене исп. партий: Марты и Панталис ("Мефистофель"). Др. партии: Агата ("Вольный стрелок"), Леонора ("Трубадур"), Маргарита ("Фауст"), Матильда.

Партнеры: А. Додонов, Л. Донской, И. Бутенко, М. Коровина, М. Корякин, О. Палечек, И. Прянишников.

Пела п/у И. Альтани, Э. Направника.

С 1897 жила в Москве, где преподавала пение. Ученики: А. Андреев-Вергин, Н. Андреева-Вергина.

Лит.: М. С. [Сариотти М. И.] М. А. Соловьева-Андреева — русская певица на миланском театре // Всемирная иллюстрация. 1875. № 346; Памяти оперной певицы Марии Александровны Соловьевой-Андреевой // Рампа и жизнь. 1910. № 22, С. 360—361; Архив, материалы певицы — в ГЦТМ. ф. 12; в ЦГАЛИ, ф. 2624, оп. 1, ед. хр. 72.