Вейдле Владимир Васильевич

[01(13).05.1895—05.07.1979] — литератор, искусствовед, культуролог, поэт и мыслитель рус. эмиграции.

Род. в Петербурге, там же окончил ист.-филол. ф-т ун-та (1916), по окончании был оставлен при ун-те. Проф. Пермского ун-та (1918—1920). В 1921—1924 преподавал историю искусства в Петрогр. ун-те. В октябре 1924 выехал в Париж, где стал проф. христ. искусства в Богословском ин-те (1932—1952). Был проф. Свято-Сергиевской Дух. академии, читал лекции по истории византийского и древ-нерус. искусства.

После Второй мировой войны преподавал в Европ. колледже в Брюгге, в ун-тах Мюнхена, Принстона и в Нью-Йорке. Принимал участие во многих междунар. конф. по искусству.

Умер в Париже.

В петрогр. период жизни В. был по настроению близок акмеистам, имел контакты с А.Ахматовой и О.Мандельштамом.

В период эмиграции раскрылся как талантливый ученый, прозаик и поэт. Писал он как на франц., так и на рус. яз., причем французы считали его своим писателем, тонким стилистом и знатоком культуры.

Министром культуры Франции В. было присвоено звание "Кавалера литературных заслуг". Хотя В. считал себя прежде всего писателем, а не ученым, он внес значительный вклад в разработку вопросов поэтики, истории искусства, культурологии; занимался анализом стиля, звукописи, разработал понятие звукосмысла.

По тематике был близок структуралистам, но резко отличался от них и даже противостоял им в своих выводах по вопросам текстологии, а также общим своим мировоззрением.

В. не соглашался со структуралистским — узким, формальным, на его взгляд, подходом к анализу произведения только как нейтрального текста, лишенного собственного смысла, — полагая, что, напр., стихотворения вообще нет, если оно лишено смысла.

Будучи в эмиграционный период своей жизни искренне верующим человеком (его дух. отцом был о.Сергий Булгаков), он считал, что искусство по своей природе близко религии, в нем содержится сверхрассудочный религ. смысл, и оно медленно гибнет, если отрывается от религии.

Как и большинство мыслителей эмиграции, В. размышлял о судьбах России.

Он отрицательно относился к рус. мессианизму, считал, что призвание России — быть частью христ. Европы и что она так же самобытна в европ. целом, как и любая др. европ. держава.

Он резко критиковал популярный в среде рус. эмиграции "евразийский" взгляд на судьбы России, отличный от зап. и восточного, опирающийся на ист. единство судеб рус. и тюрко-степной культур.

Оставаясь в этом вопросе на позициях "западничества", В., однако, был решительным критиком прагматически-рационалистической, духовно опустошающейся, по его мнению, зап. цивилизации.

Свои размышления он богато иллюстрировал многочисленными примерами из истории культур.

Посл. годы жизни В. посвятил в осн. лит.-художеств. деятельности.

Во многих периодических изд. рус. эмиграции печатались его романы, рассказы, стихи. Г. Т. Койшибаев Соч.: Умирание искусства.

Размышления о судьбе литературного и художественного творчества.

Париж, 1937 (СПб., 1996); Задача России.

Нью-Йорк, 1954; Безымянная страна.

Париж, 1968; О поэтах и поэзии.

Париж, 1973; После "Двенадцати". Приношение кресту на могиле Александра Блока. Париж, 1973; Зимнее солнце (воспоминания).

США, 1976; Эмбриология поэзии: введение в фоносеманти-ку поэтической речи. Париж, 1980; Россия и Запад // ВФ. 1991. № 10; Статьи о русской поэзии и культуре // Вопросы литературы. 1991. № 7; Умирание искусства. (Di.IV из кн. "Умирание искусства") // Самосознание европейской культуры XX века. Мыслители и писатели Запада о месте культуры в современном обществе.

М., 1991; Музыка речи // Музыка души и музыка слова. М., 1995. Вейдле, Владимир Васильевич Род. 1895, ум. 1979. Историк искусства, критик, публицист.

Автор работ по истории русской и европейской литературы и художественной культуры, о судьбах христианского искусства, месте России в духовной истории Европы.

В 1924 г. эмигрировал во Францию, до 1952 г. сотрудник парижского Православного Богословского института.