Закржевский Юлиан Федорович

[29.9. 1852, Галиция — 25.4(8.5).1915, Казань] — арт. оперы (драм. тенор), камерный певец и педагог.

Род. в семье помещика.

Пению обучался во Львов. конс. (кл. К. Микули), позднее совершенствовался в Венеции у проф. Пиццолоти.

В 1871 дебютировал в Праге (вначале в чеш. затем в нем. опере). В последующие годы выступал в Венеции (1874), Праге, Львове, Кракове, Варшаве (1876), Киеве (1878—82), Москве (Большой т-р, 1882—84). Позднее выступал в основном в провинции — в Казани (до 1888, 1888—91, 1898; в 1901 отметил здесь свой 35-летний сцен. юбилей), Саратове (1892), Перми (1897—98), Харькове, Астрахани, Н. Новгороде (1885). Обладал мощным (особенно в верхнем регистре), ровным голосом широкого диапазона (до ре-бемоль), драм. темпераментом, выдающимся актер. мастерством, имел яркую сцен. внешность.

Первоклассная вокальная школа позволяла певцу исп. разнохарактерные партии, преодолевать тесситурные и технические трудности.

Актер. дарование и темперамент певца проявились в драм. и трагедийных партиях.

Репертуар певца составляли св. 50 партий. 1-й исп. партии: в Большом т-ре — Васко да Гама ("Африканка"); в Саратове — Германа ("Пиковая дама"; нек-рые муз. критики отмечали, что в этой партии певец превосходил Н. Фигнера); в Киеве — Мазепы ("Мазепа" Б. Фитингофа-Шеля); в Казани и Н. Новгороде — Йонтека ("Галька"). Лучшие партии: Герман ("Пиковая дама"), Манрико ("Трубадур"), Отелло ("Отелло" Дж. Верди), Фауст ("Фауст"), Рауль, Йонтек, Иоанн Лейденский, Элеазар (в создании образа продолжил традицию исп. И. Сетова; в этой партии в сезоне 1888/89 певца слушал В. И. Ленин). Др. партии: Собинин, Синодал;

Радамес, Герцог ("Риголетто"), Хозе "Кармен"), Канио, Мазаньелло.

Партнеры: М. Инсарова, О. Соколова-Фрелих, Н. Унковский, А. Ухтомская-Баронелли.

Пел п/у И. Палицына.

В 1907 из-за потери голоса был вынужден покинуть сцену. Последние годы жизни жил в Казани, где давал частные уроки пения. В числе его учеников — Ф. Эрнст. Ф. Шаляпин в годы своей жизни в Казани встречался с певцом. "Кумиром публики, а особенно молодежи — студентов и курсисток — был тенор Закржевский.

Его обожали, его буквально носили на руках, молодежь выпрягала лошадей из его экипажа и везла по улицам на себе... Несколько лет спустя я встретил Закржевского полубольным, всеми забытым, в нищете.

Я имел грустную честь помочь ему немножко и видел на его глазах слезы обиды и благодарности, слезы гнева и бессилия" (Ф. Шаляпин)*. Лит.: Ю. Ф. Закржевский. (Некролог) // РМГ. 1915. № 23—24. Стлб. 403; Кармин С. Из истории клаки. (Страничка прошлого) // Театр. газета. 1915. № 48. С. 12—13; Из музыкального прошлого: Сб. очерков / Ред.-сост. Б. С. Штейнпресс. — М., 1960. Вып. 1. С. 254—256, 278; Штейнпресс Б. Казань.

Годы 1888—1889 // Муз. жизнь. 1960. № 7; Боголюбов Н. Н. Шестьдесят лет в оперном театре: Воспоминания режиссера. — М., 1967. С. 22—23; Зелов Ник. Участник красных концертов // Театр. жизнь. 1971. № 8. С. 26; Гозенпуд А. А. Русский оперный театр XIX века. 1873—1889. — Л., 1973. С. 318—319; Федор Иванович Шаляпин: Литературное наследие.

Письма.* — М., 1976. Т. 1. С. 68; Витвицкий К. З. Артисты пермской оперы. — Пермь, 1987. С. 46—47.