Зиновьева-Аннибал Лидия Дмитриевна

[?—1907] — русская писательница эпохи символизма.

Расцвет ее творчества относится к 900-м гг. Вместе с мужем своим, Вячеславом Ивановым, она принимала живейшее участие в жизни литературных салонов того времени.

З. — типичная представительница разлагающегося дворянства, нисходящего класса, беспомощно цепляющегося за свое паразитическое существование.

С наслаждением копаясь в психопатологии ("Чудище", "Журинька"), З. своими героями избирает истерических детей-подростков.

Любимые образы ее характеризуются глубоким отвращением к труду: "Я не понимаю, отчего человек должен работать? Я не люблю работы.

К чему себя обманывать? Но, если нужно работать, покорюсь конечно так же, как покорюсь боли и смерти" ("Тридцать три урода"). Этот индивидуализм паразита-дворянина перерастает у З. в уродливый эгоцентризм.

Рисуя будущую жизнь, писательница мечтает о том, что все усилия людей будут к тому только и направлены, чтобы "рамочки выстроить, такие рамочки, как напр. восковые соты, чтобы никто в своей сотинке другому в его сотинке не вредил, и тогда будет общественное благополучие и каждому в своей сотинке свобода" ("Нет"). В жестокие годы торжества реакции после поражения революции 1905 писательница занимается мистическим самоуглублением, уходит от пугающей ее действительности в мир эротических грез и иллюзий, доходящих до садизма (повесть "Тридцать три урода", "Кольца"), в мир оккультных бредней и мистических экстазов.

Библиография: I. Кольца, Драма в 3 д., М., 1904; Трагический зверинец, Рассказы, М., 1907; Тридцать три урода, Повесть, СПб., 1907; Нет!, Рассказы, посмертное изд. под ред. Вяч. Иванова, изд. "Алконост", П., 1918; Тени сна. II. Львов-Рогачевокий В. Л., Сатиры и нимфы, "Образование", 1908, кн. I и IV (подпись В. Львов). Г. В. {Лит. энц.}