Батищев Генрих Степанович - Биография

Батищев Генрих Степанович

(21.05.1932—31.10.1990) — спец. по теории познания, диалектич. логике, этике; д-р филос. наук. Род. в Казани.

В 1950 поступил в Моск. гос. экон. ин-т, через год перешел на филос. ф-т МГУ. Затем асп. по кафедре филос. МИНХ (1961). С 1962 работал в ИФ АН СССР: мл. н.с, с 1966 — ст. н. с. Канд. дисс. — "Категория диалектического противоречия в познании" (1963). Докт. дисс. — "Диалектический характер творческого отношения человека к миру" (1989). Центр. проблемой, занимавшей Б., был поиск адекватного методол. аппарата для анализа предельных оснований человеч. деятельности, смысла творч. Это предопределило широкий спектр его науч. интересов.

Среди них: проблема осн. понятий, характеризующих диалектику и структуру человеч. деятельности; филос. анализ творч.; проблема общения; проблема отчуждения; глоб.-экол. проблема; этика филос. педагогики и др. Сам Б. выделял в становлении собственного филос. мировоззрения три этапа, сообразно трем мировоззренч. позициям, на к-рых оно последовательно базировалось.

Теор. развенчание первых двух (в его терминологии "субстанциализма" и "анти-субстанциализма") дано в его осн. работе "Диалектика творчества". На третьем этапе (датируемом примерно с 1980) мироистолкование ведется через призму парадигмы "межсубъектности" (включающей в себя субъект-объектные отношения как редуцированный вариант).

Новая парадигма позволила дать теор. анализ креативности в пересечении гносеол., онтол. и аксиол. ракурсов, проанализировать принципиальные ограничения деятельностного подхода, преодолеть как панлогизм, так и психологизм в истолковании творч., включить в сферу филос. рассмотрения все богатство личностного мира субъекта.

В результате были разведены на разл. уровни, с одной стороны, творч. деятельность, с др. — творч. отношение человека к миру, к объективной диалектике Универсума, к самому себе. Было показано, что это отношение занимает ярус принципиально над-деятельностный и является по сути своей ценностным отношением.

Логика межсубъектного подхода позволила также увидеть иерархичность личностного мира субъекта, выделить в нем разного уровня смысловые поля, выявить многомерность творч.-проблемных задач и построить их типологию.

Все это, в свою очередь, послужило методол. основанием для разработок Б. в обл. этики и филос. педагогики.

Соч.: Противоречие как категория диалектической логики.

М., 1963; Деятелъностная сущность человека как философский принцип // Проблема человека в современной философии.

М., 1969 (часть этой работы Б. опубликована в 1968 на нем. и англ. яз.); The problem of the Universal: its histoiic-cultural meaning // Philosophical investigations in the USSR. Boston, 1975; Диалектика и смысл творчества: к критике антропоцентризма // Диалектика рефлексивной деятельности и научное познание.

Ростов-на-Д., 1983; Нравственный смысл диалектики // Диалектика и этика. Алма-Ата, 1983; Диалектика творчества. (Депонир.). М., 1984; Самопознание человека как культурно-созидательного существа // Культура и человек.

М., 1984; Особенности культуры глубинного общения // Диалектика общения.

М., 1987; Безусловные ценности и творческое отношение человека к миру: творчество в исследовании и творчество в духовном искании // Человек, деятельность, творчество, стиль мышления.

Симферополь, 1987; Humanitarisation and axiologisation of knowledge // VII International LMPS congress. M., 1987; Творчество и новое педагогическое мышление: от диалектики межсубъектности к проекту системы обновления воспитательных процессов // Творчество и педагогика.

М., 1988. Т.1; Укорененность и плодотворность // Гармонизация системы "человек — природа". М., 1989; Неисчерпанные возможности и границы применимости категории деятельности.

Деятелъностный подход в плену суб-станциализма.

Не деянием единым жив человек // Деятельность: теории, методология, проблемы.

М., 1990; Познание, деятельность, общение // Теория познания.

В 4 т. Т.2. Социально-культурная природа познания.

М., 1991; Познание и творчество // Там же; "Найти и обрести себя". "Особенности культуры глубинного общения" // ВФ. 1995. № 3; Введение в диалектику творчества. (Сер. "Философы России XX века"). СПб., 1997.