Голятовский Иоанникий

(умер в 1688 г.) — писатель Южной России XVII в., ректор Киево-Могилянской коллегии и затем архимандрит Черниговского монастыря, выдающийся представитель русской схоластической проповеди XVII в. (сборник его проповедей, "Ключ Разумения", 1659 г., вышел еще в 2-х изд., в Киеве и во Львове).

Составил руководство для проповедников ("Наука о сложении казаний", напечатана при "Ключе Разумения") по образцу схоластической латинской проповеди и готовых руководств к ней. Искусственные правила этой "Науки" (обязательное деление проповедей на три части, подбор всевозможного материала из готовых уже сборников примеров для проповедников, произвольные и натянутые толкования текстов и примеров) отражаются в проповедях Г. и его современников.

Легенды, повести и средневековые сведения о природе и человеке переходили иногда из этих проповедей в народные рассказы.

Кроме "Ключа Раз.", написанного южно-русским яз. XVII в. (с некоторыми чертами малорусского нар.), Г. принадлежат духовные сочинения, написанные и изданные на польском яз., но выходившие и в русск. переводах: "Беседа Белоцерковская" (полемическое сочин. в защиту православия против иезуита Пекарского, проповедника короля Яна Казимира, с которым Г. диспутировал в Белой Церкви в присутствии короля), "Старая восточная церковь" (Stary Kosciolz, полемич. соч. против filioque), "Fundamenty na ktorych lacinnicy jednosc Rusi z Rzymem funduja" (касается историч. и современных отношений католиков и униатов к православным), "Meccиа правдивый" (против евреев, по поводу появления в XVII в. на Востоке лжемессии Сабатая), "Labedz z piorami swemiz darami boskiemi Christus" (против последователей Магомета, с предсказаниями грядущей победы христиан; между примерами в "Лебеде" отрывок из "Освобожденного Иерусалима" Т. Тассо), "Алфавит еретиков" и "София мудрость" (против ариан-социниан: к числу еретиков отнесены не только Лютер, Кальвин, но и Гус, Макиавелли, а из древних — греч. философы; упоминаются русск. "развратные песни" и обряды в честь Лада, Купала, Леля-Полеля и Чура). Кроме того, Г. издал по-русски сборники: 445 чудес пресв. Богородицы (Небо новое), сказаний о демонах (Боги поганские) и о загробной жизни (Души людей умерлых).

Все свои сочин. Г. печатал в Киеве и Чернигове.

Сохранился большой портрет Г. в Киеве, в церковно-археологич. музее. Ср. Н. Ф. Сумцова: "Иоанникий Голятовский" (Киев, 1884). П. Владимиров. {Брокгауз} Голятовский, Иоанникий — писатель, ректор Киево-Могилянской коллегии, один из типичнейших представителей южно-русской литературы 17 в. Г. оставил множество сочинений на русском и польском языках, разного содержания: гомилетического, исторического и преимущественно полемического — против католиков, евреев, магометан, ариан и язычников; сочинения Г. проникнуты нетерпимостью ко всему тому, что выходило из пределов православной церковности, и обнаруживают, наряду с обширным знакомством автора со всей современной ему богословской литературой, его легковерие и отсутствие критического элемента.

Несмотря на это, сочинения Г. имеют большое историко-литературное значение, так как через них проникли в Малороссию, а оттуда в Московскую Русь как легендарные рассказы, почерпнутые Г. из средневековых хроник, так и его проповедь религиозной ненависти.

Особенно важным источником для истории русских евреев 17 в. и распространения саббатианского движения в Польше и Литве является его "Мессия Правдивый" (напис. на малорусском языке и переведен на латинский, польский и русский языки), труд, составленный между 1666 и 1669 гг. Причиной, побудившей Г. написать эту книгу "во попрание лживого разумения иудейского", было распространение баснословных слухов о лжемессии на юге России. — Книга описывает в 2 частях диспут между христианином и евреем о догматах христианской веры и изобилует невероятными выдумками и нелепостями; затем автор перечисляет преступления, якобы совершенные евреями, на основании чего он "проповедует гонение на иудеев"; обвинения эти — не результат личных наблюдений, а почерпнуты из средневековых книг вроде Симеона Метафраста, Никифора Барония и "Зерцала Польского Королевства". Сочинение Г. было посвящено царю Алексею Михайловичу, напечатано с одобрения духовенства и имело большое влияние на Московскую Русь, где евреев вовсе не знали и потому питали к ним какой-то суеверный страх. — Ср.: Костомаров, "Русская история", II; Н. Сумцов, "Иоанникий Голятовский", 1884; Д. Климовский, "И. Голятовский", Вильна, 1884; С. Дубнов, "Южно-русское духовенство и евреи в XVII в." ("Восход", 1887, IV); Эйнгорн, "Очерки из истории Малороссии в XVII в.", Москва, 1889. И. Б. {Евр. энц.} Голятовский, Иоанникий см. Иоанникий Голятовский. {Венгеров}