Гусева Елена Алексеевна - Биография

Гусева Елена Алексеевна

(р. 01.06.1949) — спец. в обл. изучения закономерностей науч.-технич. познания и науч.-технич. творч.; д-р филос. наук, проф. Род. в Ленинграде.

В 1973 окончила филос. ф-т ЛГУ, а в 1984 — асп. кафедры филос. Ленингр. ин-та водного транспорта.

С 1974 работала асс. кафедры филос. Ленингр. механического ин-та. С 1985 и по наст. вр. работает в С.-Петерб. гос. инж.-экон. ун-те. С 1988 — зав. кафедрой филос. Докт. дисс. — "Технологическое мышление и техническое творчество: методологический анализ" (1991). Г. выдвигает и обосновывает следующие идеи: в результате развития познавательной деятельности складывается не только "образ мира", с к-рым человек взаимодействует, но и "образ техники", первоначальные варианты к-рого формируются на основе повседневной деятельности в рамках обыденного сознания, а затем трансформируется в соответствии с развитием теор. сознания; техн. знания представляют собой определ. "надстройку" над всей системой знаний, продуцированную развитием науки в целом и поэтому оказываются средством выявления многих тенденций, присущих не только познанию, но и всей системе обществ. деятельности; в наст. вр. происходит смена "лидерства" во взаимодействии естеств. и техн. наук, так как комплекс техн. знания, вырастающий на основе естественно-науч. представлений, с развитием обществ. практики начинает оказывать все большее обратное воздействие на практику естествознания; растущая саморефлексия техникознания привела к возникновению нового способа интеллектуальной деятельности — "технологического" стиля мышления, к-рый представляет собой особый тип организации знаний, обусловленный ориентацией инженера на предметно-практич. их использование.

Абсолютизация технологич. мышления и его распространение на др. сферы обществ. практики постепенно перестает отвечать потребностям культуры, так как схемы и нормы конкретной технологии превращаются в нормы обществ. культуры, эту технологию породившей; в результате техн. творч. решаются не только созидательные, но и познавательные задачи, что усиливает значение проектировочной деятельности, к-рая сегодня становится характеристикой всей обществ. культуры.

В связи с этим увеличивается ориентация инж.-техн. поиска на формирование новых обществ. потребностей.

Поэтому решение многих проблем, стоящих перед об-вом, зависит от того, под воздействием каких идей формируется сознание инженера.

Отв. ред. кн. "Проблемы развития человека и общества". СПб., 2000. Соч.: Наука и техника: смена лидера // В. высшей школы. М., 1988. № 11; Взаимодействие познавательных процессов в научном и техническом творчестве. [В соавт.]. Л., 1989. Понятие творчества.

Техническое творчество // Курс молодого предпринимателя.

СПб., 1993.