Любимова Татьяна Борисовна

(р. 06.07.1941) — спец. по эстетике; д-р филос. наук. Род. в Москве.

Окончила Моск. архитектурный ин-т (1964), асп. ИСИ АН СССР (1970). Работала во Всес. НИИ техн. эстетики (1964—1967), в ИСИ АН СССР (1970—1973), в изд-ве "Прогресс" (1973—1974). С 1974 — в ИФ АН СССР (РАН), в наст. вр. — вед. н. с. Канд. дисс. — "Нормативные аспекты понятия ценности в буржуазной философии и социологии" (1975). Докт. дисс. — "Трагическое как эстетическая категория" (1991). Ред.-сост. 3-го и 4-го тт. "Истории эстетической мысли" (в 6 т., М., 1986—1987). Ред.-сост. сб.: "Эстетика и жизнь" (вып.5—7, М., 1978—1979); "Проблемы современной эстетики" (на англ. яз. М., 1984); "Эстетика.

Искусство.

Жизнь" (на англ. и исп. яз. М., 1988) и др. Проблемы и темы, иссл. Л.: история эстетики, в частности рус. эстетич. мысли и рус. искусства, его дух. аспектов; категории эстетики; строение произведения искусства; проблема времени и историзма в связи с произведением искусства; взаимодействие дух., космич., психич. и онтического в художеств. и эстетич. деятельности; дух. и светское искусство; проблема творч. Согласно развиваемой Л. концепции, в произведении искусства кристаллизуется "филос. истории", строение произведения и его художеств. форма есть профиль того мира, в к-ром человек историчен — наиболее отчетливо это проявляется в строении трагедии (в совр. мире нет ничего похожего на античную трагедию не только по причине устаревания жанров, но и потому, что ист. сознание совр. человека принципиально отлично от античного).

Л. пишет о том, что разрыв с идеологией Просвещения привел к тому, что совр. искусство приобрело новые измерения — замкнувшись на своих внутр. проблемах (строения и художеств. средств), оно предлагает человеку квазидух. измерение.

Этим объясняются многие особенности — склонность к эзотеризму и в то же время нарочитый кич, экзотизм, эксцентризм, влияние Востока.

Разрабатывая категории эстетики, Л. формулирует концепцию комического как "игры со смыслом". Соч.: Понятие ценности в буржуазной социологии // Социальные иссл. Вып.6. М., 1970; Эстетический принцип в строении критической философии // Эстетика и жизнь. Вып.4. 1975; Проблемы социологии музыки Т.Адорно // ВФ. 1977. № 9; Эстетическая концепция Ж.-П.Сартра // Там же. 1982. № 4; Трагическое как эстетическая категория.

М., 1985; Комическое: виды и жанры. М., 1990.