Могилевер Самуил

Самуил Могилевер. (????????? ????? ???) — выдающийся талмудист, проповедник, общественный деятель, известный лидер палестинофильского движения, потомок родовитой фамилии, насчитывавшей в своей среде целый ряд виднейших раввинов и талмудистов; род. в местечке Глубоком (Витебской губ.) в 1824 г., умер в Белостоке в 1898 году. Отец его, р. Иуда Лейб, дал сыну разностороннее образование, познакомив его не только с Талмудом, но и с еврейской религиозно-философской литературой и светскими науками.

Обаятельная подкупающая внешность, крупный ораторский талант, обширные познания в талмудической и светских науках, знание литературы (польской, русской и немецкой) — все это в короткое время выдвинуло М. 24-х лет от роду (1848) он стал преемником своего отца на раввинском посту в Глубоком, в 1856 г. был призван на пост раввина в Шаки (Сувалкской губ.), в 1860 г. в Сувалки.

В 1868 г. М. стал раввином в Радоме, где еврейская община обязана своим благоустройством его постановлениям и энергичной деятельности.

Местные хасиды хотели провозгласить его "цадиком", но M. энергично отклонил их просьбу.

В 1883 г. М. был избран раввином в Белостоке (Гродненской губ.), где и оставался до самой смерти.

В Белостоке M. со всей энергией отдался благоустройству еврейской общины, основал образцовый иешибот, общество мелкого кредита, ?????? ???, и т. д. В 1873 г. М. принял участие в петербургском совещании раввинов и общественных деятелей, где он горячо выступил с идеей объединения консервативных элементов с прогрессивными, но его попытка не имела успеха.

После погромов 1881 г. М. совершил путешествие по Западной Европе, чтобы пропагандировать палестинофильское движение и направить волну еврейской эмиграции в Палестину.

В следующем году М. основал первый палестинофильский кружок "Bene Zion" (???? ???). В том же году ему удалось привлечь известного филантропа и мецената барона Эдмонда Ротшильда к палестинофильству и, в виде опыта, поселить евреев-земледельцев в колонии, получившей название Экрон. Тогда же М. совершил путешествие по России с целью склонить народные массы в пользу палестинской колонизации.

В октябре 1884 г. М. принял участие в Катовицском съезде, одним из инициаторов которого он был. Его речь, ?????? ??????, произнесенная им в качестве почетного председателя съезда, стала затем основным мотивом в проповедях национальных "матифим" как палестинофильских, так и сионистских.

В 1889 г. М. разрешил палестинским колонистам работать в колониях, несмотря на то что это год был "шемиты" (седмицы).

В этом же году М. председательствовал на палестинофильских съездах в Друскениках и Вильне.

В 1890 г. М. принял участие в учредительном собрании общества вспомоществования евреям-земледельцам в Сирии и Палестине и участвовал в первой партии паломников в Палестину.

В том же году им была основана колония "Рехобот". В 1892—1893 гг. М. заседал в раввинской комиссии.

В 1896 г. M. был в числе учредителей коммандитного общества "Кармель". С возникновением сионистского движения М. горячо примкнул к нему и отдался ему со всей энергией, пропагандируя идею учреждения еврейского колониального банка. М. оставил обширный сборник респонсов, новеллы к Талмуду и Хошен га-Мишпат, проповеди, респонсы о "Пеа" и "Килаим", где обнаруживает солидные математические познания, и вечный календарь.

Все эти сочинения остались неизданными. — Внук М. Иосиф М., общественный деятель и сионист, состоит общественным раввином в Белостоке и председателем местного комитета ??? ??? ?????. Ср.: Allg. Ztg. d. Jud., 1898, № 24; Nakel (I. Nissenbaum), Rabbenu Schemuel Mohilever, Бердичев, 1898; I. Nissenbaum, Luach Achiasaf, 1898, pp. 289—295; Ha-Meliz, 1898, № 27; Judischer Volkskalender, 1897—1898, p. 109; 1898—1899, p. 202; Die Welt, 1897, I, № 13; W. Bambus, Zion, 1898, IV, № 6; J. E., VIII, 647—648. И. Б. {Евр. энц.}